Вывезут ли нас электромобили из экологического бедствия?

Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, выбрасывая с отработавшими газами почти 200 килограммов различных углеводородов. К тому же транспортный поток формирует до 80 процентов превышений по уровню шумов. Выхлопные газы значительно превышают допустимую концентрацию опасных веществ в воздухе и сокращают среднюю продолжительность жизни человека на несколько лет. А статистика говорит о том, что каждую минуту с конвейера сходит новенький автомобиль-убийца.
Мысль о необходимости уменьшения использования автотранспорта, работающего на двигателе внутреннего сгорания, возникла с начала знаменитого нефтяного кризиса 1973-го года, который до сих пор считается крупнейшим, обнажившим множество проблем, связанных с использованием углеводородного топлива. Прогресс не стоит на месте и понимание нашей нездоровой зависимости от нефти плюс нарастающая экологическая напряженность привели к тому, в мировом сообществе стали звучать всё более откровенные призывы хотя бы как-то сократить использование автотранспорта. Правительства и парламенты самых высокоразвитых стран не только устанавливают ограничения на выхлоп, но и всячески стимулируют развитие электротранспорта.
А что же у нас, в Украине? Одна из интриг бюджетной недели Верховной Рады заключалась в том, будет ли продлена после Нового года льгота для покупателей электромобилей. Дело в том, что в прошлом году парламент принял изменения в Налоговый кодекс, которыми приостановил уплату 16,8% НДС и € 109 акцизного сбора за ввоз в страну электромобилей. Но нулевые ставки действовали только до января 2019-го
Эксперты прогнозировали крайне болезненный удар по рынку электромобилей в случае, если льготу не продлят. А ведь этот рынок получил толчок в своем развитии не в последнюю очередь именно благодаря нулевым ставкам.
И вот пришла обнадеживающая новость – парламент продлил до 2022 года срок освобождения электромобилей от налога на добавленную стоимость (НДС) и акциза при ввозе на территорию Украины. Это предусматривал законопроект об изменении Налогового кодекса, который Верховная Рада одобрила перед принятием бюджета-2019. Новшества, предложенные документом, были заранее учтены в проекте бюджета.

Льгота распространяется на электрокары, но «гибриды» по ней ввезти не получится. Как подсчитали эксперты портала «АвтоЦентр», сэкономить получится немало. Например, на ввозе б/у Nissan Leaf — больше тысячи евро (12 500 против 13 800 евро), на BMW i3 – свыше 6 тыс. евро (39 850 против 33 200 евро), а на Tesla Model S 100D – и вовсе 20 тыс. евро (98 800 против 117 560 евро).
Продление льгот расширит предложение электромобилей на украинском рынке, считает генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко: «Барьеры рухнули, и я уверен, что уже в ближайшее время в Украину будут официально импортироваться все мировые бренды электрокаров».
С начала года украинцы зарегистрировали 4986 электромобилей. Это чуть ли не вдвое больше, чем за весь прошлый год. Всего в Украине зарегистрировали более 8 тысяч автомобилей на электрической тяге. Больше всего владельцев «зеленых авто» в Киевской области — 4647, Одесской — 2471 и 1960 — в Харьковской. Есть подвижки и в Запорожье, где активно работает один из крупнейших трейдеров в Украине – компания Аукцион Экспорт Украина.
— Сложно спрогнозировать, как отразилась бы отмена льготы на нашем рынке. Ведь электромобиль – это средство передвижения совершенно другого порядка по сравнению с привычными авто, — говорит исполнительный директор компании Аукцион Экспорт Украина Ирина Шаровская. – Если бы электромобили подорожали почти на 20 процентов, это было бы серьезным ударом по рынку. Не пострадали бы только юридические лица – плательщики НДС. Но и обычный человек, который покупает электромобиль, берет в расчет и стоимость эксплуатации, которая в городском цикле близка к 10 литрам на сто километров. То есть сейчас это больше 300 гривен. А для электродвигателя — это всего 20 киловатт. Вот и считайте. Каждый человек самостоятельно принимает решение. Парк электромобилей растет. Только наше предприятие продало около 100 автомобилей. Любая розетка 220 Вольт с заземлением – это заправка для электромобиля. Инфраструктура развивается. Я и как продавец, и как пользователь надеюсь, что парламент и в дальнейшем будет поддерживать экологически чистый транспорт. Мы не евробляхеры, всегда работали и работаем в правовом поле и ввозим не автомобили, от которых европейцы отказываются ввиду несоответствия их экостандартам, а работающие без выхлопа электромобили. Поэтому ждем подписания Закона Президентом.
С ростом количества электромобилей в Украине стало больше и зарядных станций. По данным Schneider Electric, в стране более 1,5 тыс. розеток для электрокаров. Это больше, чем в Беларуси, Молдове, Румынии и России вместе взятых.
В этом году Украина вошла в «десятку» международного рейтинга по темпам покупки электрокаров, опередив Францию. За прошлый год украинцы зарегистрировали 3265 электромобилей. Тогда как в России — 1,1 тыс.
— Украинцы голосуют кошельком. С тех пор, как отменили налог на добавленную стоимость и акциз, электромобили стоят на 20 процентов дешевле, чем раньше. Люди по невысокой цене имеют возможность приобрести хорошее авто. Вторая причина: владельцы электромобилей экономят на топливе. Цены на заправках увеличиваются каждый день. В-третьих, среди украинцев немало неравнодушных людей. Они думают об экологии и не хотят ухудшать атмосферу опасными выбросами», — считает председатель Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко.
Слава Богу, парламент на этот раз пришел к тому, что повышение налогов не всегда приносит позитивные изменения.
Хотя при этом тот же законопроект об изменении Налогового кодекса также предусматривает повышение с 1 января 2019 года ставки экологического налога за выбросы двуокиси углерода (СО2) стационарными источниками с 0,41 грн/ту до 10 грн/т. Также вводится поэтапное повышение ставки до уровня 25 грн/т в 2022 году. Ежегодное повышение составит 5 грн/т. И это касается не только промышленных гигантов.
— Может возникнуть ситуация, когда при неустойчивом экономическом состоянии предприятий это приведет к срыву выплат налога либо же скажется на экономике самих предприятий. Повышение особенно болезненным будет для мелких и средних предприятий. Возьмем котельную, например, ОСББ или торгового центра. Котельная торгового центра платит в среднем 20 тыс. грн в год эконалога. Увеличив этот налог в 25 раз, мы получим 500 тыс. Жители ОСББ готовы заплатить своими силами такую сумму, если у них собственная котельная? Нет, конечно. Это очень рискованный шаг. Его надо пересчитывать и пересматривать, потому что данный законопроект коснется всех объектов, у которых есть выбросы «, — считает председатель общественного формирования «Экологический патруль» и председатель общественного совета при Государственной экологической инспекции в Днепропетровской области Татьяна Лампика.
При этом нужно заметить, что поступления эконалога и без многократного повышения ставок растут. Например, как сообщает ГУ ГФС в Запорожской области, в период с января по октябрь 2018 года предприятия Запорожской области уплатили 218,7 миллиона гривен. Это на 16% больше, чем в прошлом году. А вот что будет при повышении ставок – никто не знает.
Сергей Веретенников
Источник: https://mig.com.ua/vyvezut-li-nas-jelektromobili-iz-jekologicheskogo-bedstvija/?fbclid=IwAR18G3ojNRdwuU12ntPpmscZEwlUuxy82_iXr9RijipexrGtk5iJbXBRDfM
26 ноябрь 2018 /
Похожие новости
Авто на "евробляхах" - дыра в бюджете и загрязнение окружающей среды
Недавно перед ВР прошли массовые протесты владельцев подержаных автомобилей из Европы. У «евроблях» есть и оборотная сторона. Давайте посмотрим на проблему с точки зрения экологии.
Осторожно, цветение воды! Купание в Днепре может вызвать аллергию
Ежегодно в августе наблюдается пик цветения воды в реках и водоемах Украины. В то же время значительно уменьшается популяция рыб и прочей речной живности.
Украина превращается в газовую камеру
Журналист Василий Зубач о том, что за языковедческими дискуссиями, разговорами о сексуальных наклонностях депутатов мы часто не замечаем очевидного – в Украине исчезают главные факторы выживания
Сажа и сера из-под колес летят прямо в легкие запорожцев
В Запорожье местные активисты «Объединения народного контроля Украины» провели заседание круглого стола, посвященное вопросам контроля выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта.
Cжигание листьев стало экологической проблемой общегосударственного масштаба
О вреде сжигания листьев говорят и пишут каждую осень. Но приходится с большим сожалением признавать, что от этого проблема не только не потеряла свою актуальность, но и с каждым годом становится все
В каких городах Украины самый загрязненный воздух?
Аналитиками команды «Слово и дело» был проведен экспертный анализ загрязнения воздуха городов Украины. Примечательно, что за единицу измерения приняли предельно допустимый уровень загрязненности,
Популярные новости
Регина Харченко: Время крепких хозяйственников уже прошлоДепутат Согорин раскритиковал программу поддержки теробороны Запорожья, в которой 2,5 млн грн выделяется на ремонт помещенийВ Запорожской области всех мародеров будут расстреливать на месте - глава ЗОГАЗа один день в Украине были убиты более тысячи российских солдат - это рекорд за всю истории РФВ России экономическая катастрофа