Сажа и сера из-под колес летят прямо в легкие запорожцев

В Запорожье местные активисты «Объединения народного контроля Украины» провели заседание круглого стола, посвященное вопросам контроля выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта.
Наш город скрывается за дымовой завесой десятков заводов, включая металлургические гиганты, которые рассматриваются как главный загрязнитель атмосферного воздуха.

Соответственно, и общегородские экологические программы ориентированы лишь на снижение вредного влияния на окружающую среду этих предприятий. А вот выбросы от автотранспорта остаются вне поля зрения, хотя вклад автомобилей в загрязнение атмосферы год от года увеличивается. Именно поэтому участники круглого стола решили еще раз привлечь внимание властей к данной проблеме с тем, чтобы в новую природоохранную программу, которую горсовет должен принять уже в будущем году, в обязательном порядке были внесены и мероприятия по снижению вредных выбросов от авто.

СО, свинец и губительный шум...


Как отметил врач по коммунальной гигиене Запорожского лабораторного центра МОЗ Украины Евгений Тулушев, в жилых кварталах Запорожья условно определены 35 точек, расположенных на расстоянии 50-100 метров от городских автомагистралей, где берутся пробы воздуха для исследований на содержание окиси углерода (СО). В год делается 70-100 таких исследований, и за последние пять лет до 15 процентов проб были с превышением предельно допустимых концентраций СО. Кроме того, при проверке почвы в тех же зонах в пробах выявляется наличие свинца. Вероятнее всего, его источником является тетраэтилсвинец – запрещенная в свое время присадка к моторному топливу. Присутствие этого вещества в атмосфере даже в микродозах крайне негативно влияет на здоровье людей и в особенности детей.

– Еще один фактор, который мы учитываем в связи с автотранспортом, это шум, – говорит Евгений Тулушев. – Ежегодно проводим до тысячи исследований, и 70-80 процентов из них – с превышением предельно допустимых показателей. Фактически во всех жилых районах, которые прилегают к основным городским автодорогам, фиксируется повышенный уровень шума. В первую очередь это касается Вознесеновского района, Днепровского и Александровского. И мало кто знает, что повышенный уровень шума является спусковым крючком для серьезных заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем. Есть и еще одни момент, который не может не беспокоить. Так, многие наши дворы по сути уже превратились в автостоянки. Гулять или дышать свежим воздухом там невозможно. Ведь в автовыбросах присутствует целый букет ядовитых соединений, в том числе канцерогенов. И все это – в зоне дыхания человека. Санитарными правилами планировки и застройки населенных пунктов напрямую запрещается превращать дворы в атостоянки. Властям нужно обратить на это внимание и принять действенный меры...

Выхлопы вызывают онкологию

По мнению доцента кафедры транспортных технологий ЗНТУ Владимира Юдина, контроль за автовыбросами у нас практически сведен к нулю, но, похоже, ответственных чиновников это не особо беспокоит.


Следует заметить, что Владимир Юдин – один из немногих запорожских специалистов, который регулярно отслеживает ситуацию по автовыбросам в нашем городе и потому имеет четкое представление о реальных масштабах проблемы. В 2007 году он, совместно с учеными Института гигиены и медицинской экологии им. Марзеева, участвовал в проведении исследований по определению объемов и состава выбросов от автотранспорта в Запорожье. В результате выяснилось, что на многих городских перекрестках в час пик автовыбросы составляют более 60 процентов от общего объема всех выбросов в атмосферу (по среднегодовым показателям на долю автомобилей приходится тоже немало выбросов – свыше 40 процентов).

На десяти наиболее оживленных запорожских перекрестках суточные объемы выбросов от автомобилей составили: 22 тонны оксида углерода, 67 тонн углеводорода, 24 тонны диоксида азота и две тонны диоксида серы, 70 кг сажи, 200 кг бенз(а)пирена.

На основании полученных данных было подсчитано, что в среднем на обследованных перекрестках индивидуальный риск онкозаболеваний в 100 раз (!) превышает допустимую норму. Тогда же ученые разработали и передали городским властям перечень рекомендаций по уменьшению концентрации вредных выбросов от автотранспорта в наиболее опасных зонах. Напомню, было это десять лет назад. Однако рекомендации так и не были выполнены, и на сегодняшний момент ситуация еще более ухудшилась.

– С 2007 года общее количество автомобилей в городе выросло со 170 тысяч до 300 тысяч, – отмечает Владимир Юдин. – Соответственно, увеличился и объем выбросов. При использовании автопарка хотя бы на уровне 70 процентов ежедневно на улицы Запорожья выезжает прядка 200 тысяч автомобилей. И это без учета транзитного транспорта, потоки которого тоже существенны, особенно летом. Средний возраст автомобилей у нас составляет примерно 20 лет. Более половины авто – вообще выходцы из СССР, с содержанием вредных веществ в выхлопных газах на уровне Евро-2. И это в то время, когда в США, Канаде, странах Европы и др. уже действует экологический стандарт Евро-6, который крайне жестко регламентирует содержание загрязняющих веществ в выхлопных газах и топливе. Что касается нашей страны, то раньше контроль за автовыбросами хотя бы выборочно осуществляла ГАИ. В Запорожье, например, на выезде из города, были пять экологических постов. Кроме того, дважды в год проводились операции «Чистый воздух», в ходе которых любые авто останавливали прямо на дорогах и проверяли содержание СО в автовыхлопах. А сейчас пришедшие на смену ГАИ патрульная и дорожная полиция такую работу не проводят. В запорожском управлении «Укртрансбезпека» тоже ответили, что подобными проверками не занимаются – у них нет для этого ни специалистов, ни аппаратуры. Да и сами водители не заинтересованы следить за тем, чтобы их авто было «экологически чистым». Но! Никто не отменял соблюдение законодательства Украины. Это целых три закона, которые регламентируют ограничение вредных веществ в автовыхлопах: «Про дорожній Рух», «Про охорону атмосферного повітря» и «Про автомобільний траспорт», согласно которым превышение предельных норм загрязняющих веществ в автомобильных выбросах приравнивается к технической неисправности автомобиля. Есть ДСТУ (стандарты. – авт.). Их нужно выполнять, а за невыполнение – наказывать...

Пора вернуть жесткий контроль

По словам заместителя начальника Госэкоинспекции в Запорожской области Артема Кизима, штраф, предусмотренный за эксплуатацию транспортного средства с превышением загрязняющих веществ в отработанных газах, не такой уж и маленький – 510 гривен. Проблема в другом. Во-первых, инспекторы не имеют полномочий проверять личные частные авто – только АТП. Во-вторых, сами стандарты [ДСТУ] уже давно устарели, поэтому даже старые автомобили чаще всего укладываются в эти нормы.

И действительно, если на Западе за последнее десятилетие требования к автовыхлопам становились все более жесткими, то у нас – более либеральным. Так, по «старому» ДСТУ содержание СО в отработанных газах автомобилей допускалось максимум 1,5 процента, а по новому [с 2010 года] – уже до 3,5 процента. Кроме того, еще до введения новых стандартов по всей Украине [в том числе в Запорожье] ликвидировали все стационарные экологические посты, потом отменили проведение операций «Чистый воздух» и обязательный техосмотр для частных авто. Ну а завершающим штрихом стал запрет для управлений статистики с 2016 года вообще подсчитывать объемы выбросов от автотранспорта. Согласитесь, на фоне увеличения общего числа автомобилей все это выглядит по мешей мере странно и требует радикальных перемен.

В заключение скажем, что участники круглого стола приняли решение обратиться в ОГА и к депутатам горсовета с тем, чтобы инициировать официальное обращение в Верховную Раду и Кабмин Украины с предложением внести изменения в Закон «Об охране атмосферного воздуха» [с целью ужесточения действующих норм] и отменили мораторий на проверки субъектов хозяйствования, которые эксплуатируют автотранспорт. В принятой резолюции также указывается на необходимость учесть при разработке новой городской природоохранной программы мероприятия по минимизации автовыбросов. Отдельным пакетом в горсовет передадут «план действий» Владимира Юдина, в котором он, в частности, предлагает на местном уровне возобновить выборочный контроль содержания вредных веществ в автовыхлопах и качества бензина на городских заправках, - пишет ​МИГ.​​​
06 декабрь 2017 /
Похожие новости

Cжигание листьев стало экологической проблемой общегосударственного масштаба

О вреде сжигания листьев говорят и пишут каждую осень. Но приходится с большим сожалением признавать, что от этого проблема не только не потеряла свою актуальность, но и с каждым годом становится все

НБУ считает, что в 2017 году запорожским металлургическим заводам было хорошо, а в следующем – станет еще лучше

В инфляционном отчете НБУ за октябрь говорится, что в текущем году для украинских металлургических предприятий настали хорошие времена из-за роста мировых цен на сталь.

Елена Галкина: Я бы ввела в школах факультативы по гуманному обращению с животными

Депутат Запорожского горсовета от «Самопомощи» Елена Галкина состоит в комиссии по вопросам образования, науки, спорта и туризма. Поэтому, именно этим вопросам мы уделили львиную долю внимания в

Анатолий Пустоваров: Я не представляю, как можно закрыть промышленные предприятия, не получив социального взрыва

В сфере ответственности заместителя городского головы Запорожья Анатолия Пустоварова находятся гуманитарные вопросы. А это значит, что он заведует мечтой. Тем, что осуществятся однажды надежды

В каких городах Украины самый загрязненный воздух?

Аналитиками команды «Слово и дело» был проведен экспертный анализ загрязнения воздуха городов Украины. Примечательно, что за единицу измерения приняли предельно допустимый уровень загрязненности,

Украину зальет дождем из дешевой водки

На фоне общей инфляции и удорожания жизни в Украине могут снизиться цены на спиртные напитки. Дешевые водка и коньяк для народа станут реальностью, если Верховная Рада примет поданный на днях