Сажа и сера из-под колес летят прямо в легкие запорожцев

Наш город скрывается за дымовой завесой десятков заводов, включая металлургические гиганты, которые рассматриваются как главный загрязнитель атмосферного воздуха.
Соответственно, и общегородские экологические программы ориентированы лишь на снижение вредного влияния на окружающую среду этих предприятий. А вот выбросы от автотранспорта остаются вне поля зрения, хотя вклад автомобилей в загрязнение атмосферы год от года увеличивается. Именно поэтому участники круглого стола решили еще раз привлечь внимание властей к данной проблеме с тем, чтобы в новую природоохранную программу, которую горсовет должен принять уже в будущем году, в обязательном порядке были внесены и мероприятия по снижению вредных выбросов от авто.
СО, свинец и губительный шум...
Как отметил врач по коммунальной гигиене Запорожского лабораторного центра МОЗ Украины Евгений Тулушев, в жилых кварталах Запорожья условно определены 35 точек, расположенных на расстоянии 50-100 метров от городских автомагистралей, где берутся пробы воздуха для исследований на содержание окиси углерода (СО). В год делается 70-100 таких исследований, и за последние пять лет до 15 процентов проб были с превышением предельно допустимых концентраций СО. Кроме того, при проверке почвы в тех же зонах в пробах выявляется наличие свинца. Вероятнее всего, его источником является тетраэтилсвинец – запрещенная в свое время присадка к моторному топливу. Присутствие этого вещества в атмосфере даже в микродозах крайне негативно влияет на здоровье людей и в особенности детей.
– Еще один фактор, который мы учитываем в связи с автотранспортом, это шум, – говорит Евгений Тулушев. – Ежегодно проводим до тысячи исследований, и 70-80 процентов из них – с превышением предельно допустимых показателей. Фактически во всех жилых районах, которые прилегают к основным городским автодорогам, фиксируется повышенный уровень шума. В первую очередь это касается Вознесеновского района, Днепровского и Александровского. И мало кто знает, что повышенный уровень шума является спусковым крючком для серьезных заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем. Есть и еще одни момент, который не может не беспокоить. Так, многие наши дворы по сути уже превратились в автостоянки. Гулять или дышать свежим воздухом там невозможно. Ведь в автовыбросах присутствует целый букет ядовитых соединений, в том числе канцерогенов. И все это – в зоне дыхания человека. Санитарными правилами планировки и застройки населенных пунктов напрямую запрещается превращать дворы в атостоянки. Властям нужно обратить на это внимание и принять действенный меры...
Выхлопы вызывают онкологию
По мнению доцента кафедры транспортных технологий ЗНТУ Владимира Юдина, контроль за автовыбросами у нас практически сведен к нулю, но, похоже, ответственных чиновников это не особо беспокоит.

Следует заметить, что Владимир Юдин – один из немногих запорожских специалистов, который регулярно отслеживает ситуацию по автовыбросам в нашем городе и потому имеет четкое представление о реальных масштабах проблемы. В 2007 году он, совместно с учеными Института гигиены и медицинской экологии им. Марзеева, участвовал в проведении исследований по определению объемов и состава выбросов от автотранспорта в Запорожье. В результате выяснилось, что на многих городских перекрестках в час пик автовыбросы составляют более 60 процентов от общего объема всех выбросов в атмосферу (по среднегодовым показателям на долю автомобилей приходится тоже немало выбросов – свыше 40 процентов).
На десяти наиболее оживленных запорожских перекрестках суточные объемы выбросов от автомобилей составили: 22 тонны оксида углерода, 67 тонн углеводорода, 24 тонны диоксида азота и две тонны диоксида серы, 70 кг сажи, 200 кг бенз(а)пирена.
На основании полученных данных было подсчитано, что в среднем на обследованных перекрестках индивидуальный риск онкозаболеваний в 100 раз (!) превышает допустимую норму. Тогда же ученые разработали и передали городским властям перечень рекомендаций по уменьшению концентрации вредных выбросов от автотранспорта в наиболее опасных зонах. Напомню, было это десять лет назад. Однако рекомендации так и не были выполнены, и на сегодняшний момент ситуация еще более ухудшилась.
– С 2007 года общее количество автомобилей в городе выросло со 170 тысяч до 300 тысяч, – отмечает Владимир Юдин. – Соответственно, увеличился и объем выбросов. При использовании автопарка хотя бы на уровне 70 процентов ежедневно на улицы Запорожья выезжает прядка 200 тысяч автомобилей. И это без учета транзитного транспорта, потоки которого тоже существенны, особенно летом. Средний возраст автомобилей у нас составляет примерно 20 лет. Более половины авто – вообще выходцы из СССР, с содержанием вредных веществ в выхлопных газах на уровне Евро-2. И это в то время, когда в США, Канаде, странах Европы и др. уже действует экологический стандарт Евро-6, который крайне жестко регламентирует содержание загрязняющих веществ в выхлопных газах и топливе. Что касается нашей страны, то раньше контроль за автовыбросами хотя бы выборочно осуществляла ГАИ. В Запорожье, например, на выезде из города, были пять экологических постов. Кроме того, дважды в год проводились операции «Чистый воздух», в ходе которых любые авто останавливали прямо на дорогах и проверяли содержание СО в автовыхлопах. А сейчас пришедшие на смену ГАИ патрульная и дорожная полиция такую работу не проводят. В запорожском управлении «Укртрансбезпека» тоже ответили, что подобными проверками не занимаются – у них нет для этого ни специалистов, ни аппаратуры. Да и сами водители не заинтересованы следить за тем, чтобы их авто было «экологически чистым». Но! Никто не отменял соблюдение законодательства Украины. Это целых три закона, которые регламентируют ограничение вредных веществ в автовыхлопах: «Про дорожній Рух», «Про охорону атмосферного повітря» и «Про автомобільний траспорт», согласно которым превышение предельных норм загрязняющих веществ в автомобильных выбросах приравнивается к технической неисправности автомобиля. Есть ДСТУ (стандарты. – авт.). Их нужно выполнять, а за невыполнение – наказывать...
Пора вернуть жесткий контроль
По словам заместителя начальника Госэкоинспекции в Запорожской области Артема Кизима, штраф, предусмотренный за эксплуатацию транспортного средства с превышением загрязняющих веществ в отработанных газах, не такой уж и маленький – 510 гривен. Проблема в другом. Во-первых, инспекторы не имеют полномочий проверять личные частные авто – только АТП. Во-вторых, сами стандарты [ДСТУ] уже давно устарели, поэтому даже старые автомобили чаще всего укладываются в эти нормы.
И действительно, если на Западе за последнее десятилетие требования к автовыхлопам становились все более жесткими, то у нас – более либеральным. Так, по «старому» ДСТУ содержание СО в отработанных газах автомобилей допускалось максимум 1,5 процента, а по новому [с 2010 года] – уже до 3,5 процента. Кроме того, еще до введения новых стандартов по всей Украине [в том числе в Запорожье] ликвидировали все стационарные экологические посты, потом отменили проведение операций «Чистый воздух» и обязательный техосмотр для частных авто. Ну а завершающим штрихом стал запрет для управлений статистики с 2016 года вообще подсчитывать объемы выбросов от автотранспорта. Согласитесь, на фоне увеличения общего числа автомобилей все это выглядит по мешей мере странно и требует радикальных перемен.
В заключение скажем, что участники круглого стола приняли решение обратиться в ОГА и к депутатам горсовета с тем, чтобы инициировать официальное обращение в Верховную Раду и Кабмин Украины с предложением внести изменения в Закон «Об охране атмосферного воздуха» [с целью ужесточения действующих норм] и отменили мораторий на проверки субъектов хозяйствования, которые эксплуатируют автотранспорт. В принятой резолюции также указывается на необходимость учесть при разработке новой городской природоохранной программы мероприятия по минимизации автовыбросов. Отдельным пакетом в горсовет передадут «план действий» Владимира Юдина, в котором он, в частности, предлагает на местном уровне возобновить выборочный контроль содержания вредных веществ в автовыхлопах и качества бензина на городских заправках, - пишет МИГ.
06 декабрь 2017 /
Похожие новости
Cжигание листьев стало экологической проблемой общегосударственного масштаба
О вреде сжигания листьев говорят и пишут каждую осень. Но приходится с большим сожалением признавать, что от этого проблема не только не потеряла свою актуальность, но и с каждым годом становится все
НБУ считает, что в 2017 году запорожским металлургическим заводам было хорошо, а в следующем – станет еще лучше
В инфляционном отчете НБУ за октябрь говорится, что в текущем году для украинских металлургических предприятий настали хорошие времена из-за роста мировых цен на сталь.
Елена Галкина: Я бы ввела в школах факультативы по гуманному обращению с животными
Депутат Запорожского горсовета от «Самопомощи» Елена Галкина состоит в комиссии по вопросам образования, науки, спорта и туризма. Поэтому, именно этим вопросам мы уделили львиную долю внимания в
Анатолий Пустоваров: Я не представляю, как можно закрыть промышленные предприятия, не получив социального взрыва
В сфере ответственности заместителя городского головы Запорожья Анатолия Пустоварова находятся гуманитарные вопросы. А это значит, что он заведует мечтой. Тем, что осуществятся однажды надежды
В каких городах Украины самый загрязненный воздух?
Аналитиками команды «Слово и дело» был проведен экспертный анализ загрязнения воздуха городов Украины. Примечательно, что за единицу измерения приняли предельно допустимый уровень загрязненности,
Украину зальет дождем из дешевой водки
На фоне общей инфляции и удорожания жизни в Украине могут снизиться цены на спиртные напитки. Дешевые водка и коньяк для народа станут реальностью, если Верховная Рада примет поданный на днях