Авто на "евробляхах" - дыра в бюджете и загрязнение окружающей среды
Проблема массового ввоза старых авто из ЕС в Украину у всех на слуху. Совсем недавно перед ВР прошли массовые протесты владельцев подержаных автомобилей из Европы (т. н. «евроблях») за принятие законов, разрешающих растаможивание иномарок и снижение государственной пошлины при их ввозе в страну. У «евроблях» есть и оборотная сторона. Давайте посмотрим на проблему с точки зрения экологии.
Загрязнение окружающей среды
На сегодня автотранспорт является одним из основных факторов загрязнения воздуха в черте города. Не стала исключением в этом вопросе и Украина. 40% из общей массы загазованности больших городов приходится именно на удельный вес автовыхлопов. В среднем 1 легковое авто за год поглощает не мене 4 тонн кислорода из атмосферы, куда взамен с переработанными газами выбрасывает около 200 кг углеводородов. Выхлопные газы значительно увеличивают допустимую концентрацию в воздухе опасных для здоровья человека веществ, сокращая тем самым среднюю продолжительность его жизни на несколько лет. Помимо этого, поток транспорта формирует до 80 % превышений уровня шумов.
Прирост автопотока в Украине
Прирост украинского автопарка совершается преимущественно не за счет новых автомобилей, соответствующих современным эконормам, а за счет автохлама, которому на Западе светила бы одна дорога – утилизация. Но, к сожалению, нашлась и вторая – дорога в Украину. Таким образом бедные украинцы за свои кровные помогают богатым европейцам избавиться от металлолома.
Хотя в 2017 г. продажи новых авто и достигли докризисного уровня: было продано более 80 тысяч машин, это далеко не основной прирост транспортного потока в Украине. За этот же период в нашу страну было ввезено более 383 тысяч "евроблях", и это только согласно данным официальной статистики. Настоящее количество авто на еврономерах в Украине может достигать 1 миллиона лишь за 2017 г., поскольку еще практически 600 тысяч автомашин въехали в страну якобы транзитом (без уплаты за растаможку).
С точки зрения макроэкономики, люди приобрели машин почти вдвое больше, нежели в лучшие для автоотрасли годы. В 2007 г. было продано всего 542 тысячи, а в 2008 г. – 623 тысячи автомобилей. Такой ситуации прежде всего способствовала неурегулированность законодательства Украины относительно ввоза машин с иностранной регистрацией.
Почему в Европе избавляются от старых авто?
Несмотря на то, что в последнее время средний возраст автомобилей в Евросоюзе стремительно вырос (от 8 лет в 2008 г. до 10 лет в 2015 г.), во многих европейских странах владение старым авто обходится значительно дороже, нежели новым. Это обусловлено тем, что налогообложение в Евросоюзе учитывает вредность влияния автомашин на экологию. Разница в ежегодных налогах для автомобилей одной и той же марки, выпущенных с разницей в 20 лет, может варьироваться в разы. Кроме того, экономные жители Европы большое внимание уделяют расходу топлива. Сегодня во многих европейских странах распространен лизинг, вытесняющий покупку автотранспорта. Ведь затраты на лизинг списываются из налогов. К тому же, в Европе широко популярными становятся современные электрокары, полностью освобожденные от налогового сбора, с которыми также можно экономить на бесплатных парковках в центре города.
Европейцу продать старую машину выгоднее, чем ее утилизировать. Так он сэкономит время и не потратит, а получит около 2 тысяч евро. Ранее подержанные авто успешно сбывались в Польшу или Литву, но сегодня восточноевропейские страны под давлением единого рынка энергоресурсов, а также общих экологических стандартов сами избавляются от 15-летних моделей.
Катастрофическая ситуация на украинском авторынке
С закрытием производства автомобилей АвтоЗАЗом Украина перестала быть автомобилестроительным государством, а огромный поток ввозящихся в страну подержаных машин подрывает отрасль авторитейла из-за отсутствия на сегодняшний день в Украине экономической стратегии, предусматривающей государственную политику защиты отечественного авторынка, как, например, в США или Китае. Кстати, в Поднебесной, которая сегодня является лидирующим автопроизводителем в мире, становление автомобилестроения начиналось именно с введения 200 % пошлины на импортные автомобили. Так что в сравнении с этим показателем введенные ранее у нас 25-30 % выглядят вполне приемлемыми.
Из-за сложившейся ситуации страдает не только экономика, но и экология страны. Речь идет об утечке колоссальных сумм, равных нескольким миллиардным траншам МВФ в евро, взамен на металлолом, который будет интенсивно загрязнять окружающую среду. Легион полузаконных владельцев машин с иностранной регистрацией, которых, по данным Фискальной службы Украины, более 425 тысяч, под протекцией бизнес-структур, занимающихся перегоном старых авто из Европы, требует отмены в стране экостандарта Евро-5. Требованиям этого стандарта, а все чаще и Евро-6, как раз и соответствуют все новенькие машины, продаваемые в автосалонах. Новые автомобили более дружелюбны к окружающей среде. Они значительно меньше загрязняют воздух, снижают выброс вредных веществ в атмосферу.
По сути проблема заключается не в растаможке "евроблях", а в необходимости избавления от старых неэкологичных и небезопасных машин. Урегулировать вопрос можно введением дифференцированного налога на автомобили разного возраста, доступных банковских кредитов на новые авто, протекционизмом и стимуляцией развития отечественного авторынка и автопроизводства со стороны государства. Для начала было бы неплохо, если бы Украина хотя бы вернулась к отверточной сборке новых моделей, как это практиковалось в 2001 г.