Теперь это называется общественным мнением, а не безграмотностью, невоспитанностью и невежеством
Писательница и журналистка Ольга Деркачева о тотальной невежественности украинцев и сомнительной результативности школьной программы по литературе.
Журналисты ТВ для передачи, посвященной Лесе Украинке, провели эксперимент: спрашивали случайных прохожих, что они знают (помнят) об этой писательнице. Картина была печальной.
Да, конечно, есть страх камеры, волнения, эффект неожиданности, люди спешили, задумались о своем, но ... Кто знает, возможно, в более благоприятных условиях это все было бы иначе. Возможно, вспомнили бы «Лісову пісню», несколько цитат, несколько штампов. Более активные пользователи соцсетей вспомнили бы немного того, что вычитали там - часто псевдонаучного, искаженного, лживого.
А потом я подумала: вот спрашивали прохожих разных поколений - и тех, кто учился в советской школе, и тех, кто учился во времена независимой Украины. Тех, кто учил купюрованную Лесю Украинк и некупюрованную. Тех, кому не резали программу по украинской литературе и тех, кому ее резали-рвали. Ни одно из поколений не смогло поразить ни своей памятью, ни своими знаниями.
Это не значит, что люди тупые, это означает, что люди не помнят. В конце концов, не обязаны. Если они не могут назвать произведения Леси Украинки вот так, с ходу, это не значит, что они плохие специалисты или плохо делают свое дело. Это просто говорит о том, что они не знают (не помнят), что тоже не смертельно, ведь для того, чтобы знать, помнить, напоминать, есть соответствующие люди, которых, например, и пригласили на эфир, посвященный Лесе Украинке.
Но обратите внимание: несколько разных поколений с разным литературным образованием показали одинаковый результат. Как? Почему? И вообще, чем мы руководствуемся, когда меняем (и меняем таки не к лучшему) школьную программу по литературе? Думают ли те, кто меняет, какой должна быть конечная цель и на выходе что мы должны получить? Пожалуй, нет, потому что если бы думали, не было бы у нас такого кризиса с чтением.
«Надо делать чтение интересным», - орут наши инноваторы. Люди добрые, чтение начинается с книжных магазинов, библиотек, присутствия книг дома, первых прочитанных страниц сначала родителями, а затем самостоятельно, а не из ритуальных танцев с бубнами вокруг ученика, книги или ее автора. Однако это тема отдельного блога.
Возвращаемся к нашим участникам опроса. Ну, не знают, и не знают. Не обязаны. Но ... эти же люди придут домой и будут писать возмутительные сообщения и жалобы о том, что литература в школе скучная и неинтересная (о да, не помним, что там учится, но точно знаем, что скучно и неинтересно), учителя тупые и примитивные (о да, они не могут убедить мое чадо читать, а видело ли это чадо когда-нибудь маму или папу с книгой?), и вообще это все травмирует детей. А что именно травмирует? То, что нельзя даже вспомнить?
Эти люди, которые не способны заинтересовать своего собственного ребенка чтением, рассказывают, что им не нравится в учебниках и как это все неправильно и не так. И все бы ничего. Ну, кричат себе и кричат, но теперь это называется общественным мнением, а не безграмотностью, невоспитанностью и невежеством. И к этим визгам прислушиваются и учитывают их. И то что большинство знает, что выкрикивать теперь можно все и дожать можно все, но вот польза от этого какая? Последствия этого имеем, видим, чувствуем. И я сейчас не о литературе.
Поэтому хочется умолять: люди добрые, если вы не в состоянии назвать хотя бы несколько произведений Леси Украинки (Франко, Шевченко ...), если вы не можете вспомнить, когда в последний раз читали книгу, (я уже не говорю покупали), просто отстаньте от литературы, потому что безграмотная толпа не вправе решать, что и как должно читаться в школе и как с этим всем должен работать учитель. Постите котиков в соцсетях, фоткайте свои свадебные столы, хвастайтесь результатами интеллектуальных тестов (которые, кстати, имеют столько же общего с интеллектом, как я с полетами на Марс), но закройте рты и отстаньте от литературы.
Источник: Галицький Корреспондент
Перевод "Нового Дня".
Журналисты ТВ для передачи, посвященной Лесе Украинке, провели эксперимент: спрашивали случайных прохожих, что они знают (помнят) об этой писательнице. Картина была печальной.
Да, конечно, есть страх камеры, волнения, эффект неожиданности, люди спешили, задумались о своем, но ... Кто знает, возможно, в более благоприятных условиях это все было бы иначе. Возможно, вспомнили бы «Лісову пісню», несколько цитат, несколько штампов. Более активные пользователи соцсетей вспомнили бы немного того, что вычитали там - часто псевдонаучного, искаженного, лживого.
А потом я подумала: вот спрашивали прохожих разных поколений - и тех, кто учился в советской школе, и тех, кто учился во времена независимой Украины. Тех, кто учил купюрованную Лесю Украинк и некупюрованную. Тех, кому не резали программу по украинской литературе и тех, кому ее резали-рвали. Ни одно из поколений не смогло поразить ни своей памятью, ни своими знаниями.
Это не значит, что люди тупые, это означает, что люди не помнят. В конце концов, не обязаны. Если они не могут назвать произведения Леси Украинки вот так, с ходу, это не значит, что они плохие специалисты или плохо делают свое дело. Это просто говорит о том, что они не знают (не помнят), что тоже не смертельно, ведь для того, чтобы знать, помнить, напоминать, есть соответствующие люди, которых, например, и пригласили на эфир, посвященный Лесе Украинке.
Но обратите внимание: несколько разных поколений с разным литературным образованием показали одинаковый результат. Как? Почему? И вообще, чем мы руководствуемся, когда меняем (и меняем таки не к лучшему) школьную программу по литературе? Думают ли те, кто меняет, какой должна быть конечная цель и на выходе что мы должны получить? Пожалуй, нет, потому что если бы думали, не было бы у нас такого кризиса с чтением.
«Надо делать чтение интересным», - орут наши инноваторы. Люди добрые, чтение начинается с книжных магазинов, библиотек, присутствия книг дома, первых прочитанных страниц сначала родителями, а затем самостоятельно, а не из ритуальных танцев с бубнами вокруг ученика, книги или ее автора. Однако это тема отдельного блога.
Возвращаемся к нашим участникам опроса. Ну, не знают, и не знают. Не обязаны. Но ... эти же люди придут домой и будут писать возмутительные сообщения и жалобы о том, что литература в школе скучная и неинтересная (о да, не помним, что там учится, но точно знаем, что скучно и неинтересно), учителя тупые и примитивные (о да, они не могут убедить мое чадо читать, а видело ли это чадо когда-нибудь маму или папу с книгой?), и вообще это все травмирует детей. А что именно травмирует? То, что нельзя даже вспомнить?
Эти люди, которые не способны заинтересовать своего собственного ребенка чтением, рассказывают, что им не нравится в учебниках и как это все неправильно и не так. И все бы ничего. Ну, кричат себе и кричат, но теперь это называется общественным мнением, а не безграмотностью, невоспитанностью и невежеством. И к этим визгам прислушиваются и учитывают их. И то что большинство знает, что выкрикивать теперь можно все и дожать можно все, но вот польза от этого какая? Последствия этого имеем, видим, чувствуем. И я сейчас не о литературе.
Поэтому хочется умолять: люди добрые, если вы не в состоянии назвать хотя бы несколько произведений Леси Украинки (Франко, Шевченко ...), если вы не можете вспомнить, когда в последний раз читали книгу, (я уже не говорю покупали), просто отстаньте от литературы, потому что безграмотная толпа не вправе решать, что и как должно читаться в школе и как с этим всем должен работать учитель. Постите котиков в соцсетях, фоткайте свои свадебные столы, хвастайтесь результатами интеллектуальных тестов (которые, кстати, имеют столько же общего с интеллектом, как я с полетами на Марс), но закройте рты и отстаньте от литературы.
Источник: Галицький Корреспондент
Перевод "Нового Дня".
21 март 2021 /
Похожие новости
Главная проблема украинской литературы – она полностью сосредоточена на своем локальном прошлом, которое никому, кроме украинцев, не интересно
Писатель и журналист Олег Шинкаренко о том, почему украинцам пока не суждено получить Нобелевскую премию по литературе.
Украинцы тратят на еду половину семейного бюджета, но смотрят в будущее с оптимизмом
По данным Госстата, среднестатистическая украинская семья тратит в месяц 8 тысяч гривен. Минимальная зарплата немного выросла, но наши соотечественники продолжают экономить на всем.
Михаил Есаянц: «Не только и не столько страшный невидимый зверь радиация виновата»
После выхода резонансного фильма «Чернобыль», вновь поднялись волнения по поводу онкогенных свойств радиации. Какие виды рака в Запорожской области связаны с радиацией и какая возможна профилактика
Стоит ли этой осенью размещать деньги на депозите?
Если верить нашей статистике, то в среднем за месяц у каждого украинца после всех трат остается около 300 грн, которые он может отложить на сбережения.