Миллион тонн автовыхлопов: чем мы дышим

ВООЗ рекомендует проводить измерения качества воздуха не на уровне заводских труб, а там, где вы дышите. Взяв мобильную станцию мониторинга, экоактивисты общественной организации «Экосенс» проехались по проспектам и перекресткам Запорожья, и получили удивительный результат.

Для этого мы попросили Максима Сороку, научно-технического советника международного проекта "Чисте повітря для України", взять станцию общественного мониторинга Sapphire32 от команды разработчиков EcoСity и проехаться по городу с измерениями. «Последние 7 лет вообще не происходит контроля транспорта, вы не находите в этом противоречие?» – восклицает Максим.

Немного предпосылок. Автомобильный транспорт – один из основных загрязнителей атмосферного воздуха: его выбросы в последние годы достигают 35% от общего объема выбросов загрязняющих веществ (говорит «Національна доповідь про стан навколишнього природного середовища» за 2018 год). В Киеве наши средства передвижения ответственны за 80% выбросов в атмосферу, в Одессе, Днепре – до 60%, в индустриальном Запорожье – до 40%, по данным Экологических паспортов городов. В новой Программе социально-экономического развития Запорожья на 2021 год загрязнение от передвижных источников исчисляется вообще в 40-60% от общего объема выбросов.

По данным Госстата, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта в 2018 году составили один миллион(!), а точнее 1 358,4 тыс. тонн. И все эти выбросы летят прямо в легкие и на обочины, в окна горожан.

Кроме проблем с загрязнением воздуха, избыточное количество частного транспорта в городах приводит к усложнению передвижения по городу и заторов, а все больше городского пространства отводится для парковок и дорог. Это приводит к тому, что города становится менее комфортными для жизни людей.

Также транспорт вызывает 25% выбросов парниковых газов в атмосферу, что приводит к изменению климата и загрязнению воздуха в городах. Больше всего выбросов производят частные автомобили - около 270г CO2 / км на человека. Для сравнения: выбросы от большого автобуса, в котором едут 20-30 людей, в пересчете на человека будут ниже в три раза - 95г CO2 / км. Поэтому большинство европейских стран предпочитают развитие общественного транспорта и велодвижения.

Эксперимент показал

Первые замеры качества атмосферного воздуха были проведены на проспекте Победы возле центрального выставочного центра «Казак Палац» – места, где организуются все крупные деловые мероприятия и куда привозят зарубежных гостей. Это далеко не промышленная зона. А замеры показали мелкодисперсную пыль, превышение уровня СО до 550, формальдегида от 40 до 200 мг.

Как отметил Сорока, для Запорожья характерно загрязнение органическими летучими веществами, которые сенсор автоматически воспринимает и пересчитывает как формальдегид. Содержание формальдегида 36-49 мг меньше, чем рекомендует ВООЗ, но больше среднего значения по Украине. По словам эксперта, органическое загрязнение крайне опасно для здоровья человека, особенно в длительной перспективе.

Перекресток общественного транспорта на проспекте Ленина в сторону Плотины отличается интенсивным движением транспорта, здесь же несколько остановок, где люди ждут маршрутку.

«Прекрасный запах автовыхлопов не обманывает – здесь еще больше СО2, больше монооксида углерода, еще больше формальдегида – 52-59 мг, сообщает Максим Сорока.

Есть случаи, когда человеку «воняет», но концентрация загрязняющих веществ находится в приемлемых пределах. Существует международный стандарт по оцениванию запахов, но в Украине он не применяется», - говорит специалист. Максим Сорока поясняет, что в Украине не контролируются и не анализируются запахи органических веществ, а они появляются при более низких концентрациях, чем опасные.


В Запорожье среднегодовые концентрации бензапирена регулярно превышают предельно допустимые концентрации ПДК. Это невидимое, но канцерогенно опасное соединение, также образующееся при сжигании бензина и дизеля.

При анализе качества воздуха на остановке общественного транспорта на проспекте Металлургов, на остановке транспорта в сторону Правого берега, Бабурки был выявлен «желтый» уровень опасности. Это означает вред для здоровья нахождения здесь в длительной перспективе: Анализатор показывает рост содержания приземного озона и формальдегида. Содержание частиц пыли РМ 2,5, РМ10 превышены: при рекомендованных 20-25 мг, тут фиксируется 29-31 мг, а когда проезжают некоторые маршрутки, доходит до 50 мг».
Этим воздухом можно дышать, но не долго. 20 минут тут можно находиться, опасности сейчас нет», - поясняет эксперт. Учитывая, что многие запорожцы ожидают транспорт ежедневно, представьте, сколько глотает дыма от проезжающих мимо авто среднестатистический запорожец на транспортной остановке.

Содержание органических веществ, формальдегида растет скачкообразно до 70-80 мг, как только проезжают некоторые автомобили.
Так что наблюдения показали превышение именно показателей, характерных для двигателей внутреннего сгорания, что напрямую указывает на связь загрязнения с трафиком движения.

Как уменьшить автовред?


В 2018 году Укравтодор утвердил Комплекс мероприятий на 2018-2021 годы по ограничению негативного влияния на состояние окружающей природной среды при новом строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатационном содержании автомобильных дорог.
Среди них уход за деревьями и кустарниками вдоль дорог (санитарная рубка), посадка новых деревьев и кустарников, устройство новых, содержание и восстановление действующих площадок для приготовления и складирования дорожно-строительных материалов… Как мы понимаем, сложно рассчитывать, что подобные мероприятия уменьшат количество выбросов авто.

Запорожская общественная организация «Экосенс» подготовила дорожную карту экологических целей. Для уменьшения загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом необходимо:

•контролировать поставку горюче-смазочных материалов, избегая контрафакта и подделок;
•перенаправить поток транзитного транспорта за пределы населенных пунктов,
•сократить количество автостоянок и парковок в центре городов, жилых застройках, рекреационных зонах,
•вернуть техосмотры автомобилей и контроль выхлопных газов,
•экономически стимулировать перевозчиков к уменьшению выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов.
Всеукраинская общественная организация «Экодия» сформировала национальный общественный запрос и подала в Верховную Раду предложения о введении экологического налога на выбросы от транспортных средств (за загрязнение воздуха и выбросы парниковых газов), который должен стимулировать украинцев приобретать более новые и безопасные для окружающей среды автомобили.
Параллельно городским властям следует стимулировать увеличение доли использования общественного транспорта горожанами, для чего:
•обеспечить надежность и безопасность движения общественного транспорта,
•оптимизировать маршруты,
•создавать зоны без автомобилей и зоны низких выбросов.

Кто самый чистый


Самый чистый способ передвижения – конечно же, велотранспорт. Во всех странах Евросоюза велосипеды стали полноправными и полноценными участниками дорожного движения. Для них выделены полосы по проезжей части и по пешеходной, чтобы не мешать другим участникам движения. Велодорожки промаркированы и существуют даже отдельные светофоры для велосипедов.

Однако доля пользования велотранспортом в городе Запорожье составляет всего 1%. По данным ОО «Спильнохаб», безопасны для велотранспорта 5% магистралей. Велодорожек же в городе всего 1,5 км. «Для развития велоинфраструктуры необходимо продолжить разработку и выполнение Городской целевой программы по развитию велосипедной инфраструктуры и обустройство безопасной и комфортной велосети», – говорит аналитик Павел Шадрин.

Более того! Велосипеды стали во многих городах панацеей от распространения коронавируса!

«Велотранспорт позволяет физически дистанцироваться от других людей и в то же время помогает вам удовлетворять минимальную потребность в ежедневной физической нагрузке», – сообщается в выпущенной ВОЗ памятке «Передвижение по городу во время вспышки COVID-19». Поэтому именно в это году во многих странах мира города расширяли тротуары и активно популяризировали велосипед, чтобы снизить риски заражения. Так, в Берлине и ряде городов Германии выделили для расширения велодорожек крайние правые полосы у проезжей части. В Париже под велодорожки предлагают переделать центральное бульвары.
Вариантов решения проблемы множество – пора наконец заняться реальным снижением выбросов автотранспорта, и это под силу добиться горожанам.

Источник: https://blog.liga.net/user/tzhavzharova/article/38289?fbclid=IwAR1ClGVcUM-rfBXFe5A8hj4-fvQ84FBc6LInvUHQLUtS0CR3RV1gXHN4Zh8
30 октябрь 2020 /
Похожие новости

Подростки – за инновации в экологии

Недавно экоактивисты презентовали в Запорожье новое устройство, которое поможет общественности проверять качество воздуха здесь и сейчас. Чем станция Sapphire-32 отличается от предыдущих «экотруб» и

В Запорожье загрязнение воздуха сероводородом превышает норму почти в два раза – данные лаборатории

Запорожский областной лабораторный центр МОЗ на своем сайте обнародовал информацию результатах работы мобильной лаборатории мониторинга окружающей среды за 2 июля.

Пылемер за окном, лаборатория в гараже

Хочется знать, чем мы дышим, поэтому в Украине сейчас набирают популярность некие «датчики». Активисты предлагают закупать и устанавливать такие приборы, чтоб создать общественную систему

Несбыточный экомониторинг: Почему в Запорожье до сих пор не работает передвижная лаборатория?

Передвижная лаборатория мониторинга окружающей среды, приобретенная в прошлом году за бюджетные 12 млн. грн, так и не заработала. Теперь активисты продвигают закупку домашних пылемеров, называя их

Мобильная лаборатория мониторинга окружающей среды: надеемся!

В Запорожском областном лабораторном центре представили самый необычный автомобиль в области – оборудованный современными приборами для исследования атмосферного воздуха, поверхностных водоемов,

Сажа и сера из-под колес летят прямо в легкие запорожцев

В Запорожье местные активисты «Объединения народного контроля Украины» провели заседание круглого стола, посвященное вопросам контроля выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта.