Валентин Гладких: Наши правоохранительные органы приобретают все больше декоративный характер

Валентин Гладких: Наши правоохранительные органы приобретают все больше декоративный характерВ интервью «Новому Дню» кандидат философских наук, политический эксперт общественной организации «Слово и Дело» временами высказывался резко в отношении действующей власти. Мне пришлось убрать наиболее острые формулировки, опасаясь, как бы нас с экспертом после этой беседы не отправили рубить лес в Карпатах. Валентин Гладких раскритиковал отдельные кадровые назначения в правительстве и рассказал, возможен ли третий Майдан в Украине. Также политолог ответил на вопросы, которые касаются Запорожья.

- Вы критично высказались о недавних скандальных кадровых назначениях, когда высокие посты отдаются людям с сомнительным профессиональным опытом. Почему, по вашему мнению, власть не боится злить народ подобными назначениями? Разве два Майдана ничему не учат политиков?

- Ключевой момент – с очевидными родственными связями. Это вопрос, наверное, к власти – почему она не боится. Потому что многие люди, которые представляют власть в Украине, уже два раза отделывались легким испугом. Пока что они не испытали на себе, что такое настоящая революция. При власти остались те же люди. И когда говорят, что произошла революция – это неправда. Никакой революции не было. Потому что не поменялся ни правящий класс, ни социально-экономический уклад в государстве. Поэтому, естественно, у них сложилось впечатление, что им все позволено.

Власть реально никого не боится. И второй момент: а кого они должны бояться в Украине? Разве есть какая-то элитарная группа, которая обладает достаточным ресурсом, чтобы бросить вызов нынешней элите и оспорить ее право на власть? Нет, такой группы нет. Они должны бояться аморфную массу народа? Так народ не субъективен в политике. В ней играют элитарные группы, а не народ. При демократии народ просто имеет право выбрать тех, кому позволяет собой играть.

К тому же, «пипл хавает». В обществе же нет однозначной позиции по скандальным кадровым назначениям? Есть люди, которые поддерживают назначение Деевой (заместитель министра МВД, - авт) или считают, что правильно сына Пашинского назначили. Более того, такое мнение навязывается обществу с помощью подконтрольных СМИ. Не успели назначить Дееву, как на одном из национальных каналов вышел сюжет на тему «как хорошо, что молодежь идет во власть». Это пример манипуляции.

- От Майдана к Майдану количество человеческих жертв увеличивается. Первый Майдан был абсолютно бескровным, а второй – уже с «небесной сотней». Эксперты говорят, что такими темпами третья революция может быть по-настоящему «кровавой». Разве такой гипотетический сценарий развития событий не должен удерживать власть от ошибок?

- Третьего Майдана не будет. Будет полноценная гражданская война, в которой будут сражаться разные политические кланы за контроль над этой территорией. Более того, такой сценарий предполагает наличие иностранной интервенции. И судя по геополитическим раскладам на сегодняшний день, эта интервенция будет не с одной стороны. А так как наша политическая элита является постколониальной по сути, то вся она ориентируется на внешнее влияние. Поэтому они и катаются постоянно – то в Москву, то в Вашингтон. Ездят и выпрашивают «ярлыки направления», чтобы, в случае чего, поддержали именно их.

- А эта гражданская война, о которой вы говорите, когда она может начаться?

- Ну, я не буду делать такие прогнозы. Надеюсь, что хватит мудрости и у тех, кто сейчас находится в привилегированном положении и у простых украинцев. Политическая борьба ведется не в интересах украинского общества, и принимать участие в ней - нет никакого смысла. Пусть они бьют себе лица в Верховной Раде – это их право.

Самое опасное и показательное, что сегодня украинские политики являются более радикализированными, чем общество. У простых граждан нет оснований вцепиться друг другу в глотки. Политики же не добиваются консенсуса в обществе, а пытаются разжечь вражду.

- Как вы оцениваете недавнюю фразу министра культуры Нищука о том, что в Запорожье «пропасть сознания» и поэтому тут сложно развивать украинскую культуру?

- Его нужно отправлять в отставку. Причем, не потому, что он оскорбил миллионы украинцев, а потому что он не очень умен, и таким не место в кресле министра. Мы на днях обсуждали с коллегой проблему – в восточных и юго-восточных областях страны есть отклонения от среднего показателя по числу культурных центров и заведений. В меньшую сторону. Так пусть министр культуры задумается – нет ли взаимосвязи между отношением жителей определенных регионов к украинскому государству и политикой государства по отношению к этим регионам.

- Этот же вопрос я задала вашему коллеге, политологу Андрею Золотареву и он сказал, что вместо того, чтобы уволить Нищука, власть начала его защищать. Например, среди защищающих - спикер парламента Парубий.

- Это только подтверждает мои слова, что украинские политики радикализированы в большей мере, чем общество. Они говорят глупости, причем, Нищук же «дотянул» эту «пропасть сознания» аж до Черкасской области. Как по мне, это странное заявление.

- Досрочные парламентские выборы возможны в следующем году?

Валентин Гладких: Наши правоохранительные органы приобретают все больше декоративный характер


- Они практически неизбежны. Я удивлен, почему они в этом году не прошли. Парламент с уровнем доверия общества меньше 1% не может исполнять свои функции. Тем более, что он уже не выполняет свои задачи. Кроме законодательной, у Верховной Рады есть еще и представительная функция – представлять интересы разных социальных групп. Этот парламент не способен исполнять эту функцию.

- А что вам, как политологу, известно о политической ситуации в Запорожье?

- Думаю, здесь происходит то же, что и в остальных регионах Украины, с одним существенным отличием. Запорожье – это большой индустриальный центр страны. А поскольку мы живем сейчас в условиях деиндустриализации, это угрожает тем, что социально-экономическая ситуация будет ухудшаться. Очень многие люди потеряют возможность кормить свои семьи легальным способом. Наши правоохранительные органы приобретают все больше декоративный характер. И я боюсь, что они могут не справиться со стремительно ухудшающейся криминальной обстановкой.

- То есть раскаты наших местных политических баталий до вас не доносятся? Например, много недовольства у местных бизнесменов и общественников вызывает деятельность нынешнего губернатора.

- Нет, в таких деталях запорожской политики я не ориентируюсь. Но могу сказать, основываясь на своем опыте – нравится это или не нравится, но в независимой Украине сформировались достаточно стабильные местные элиты. И во многих вопросах они являются самодостаточными. Более того, они более стабильны, чем элиты общенациональные. И центральной власти приходится учитывать их позицию. Поэтому, естественно, возникают конфликты.

- В Запорожье на минувших мэрских выборах победил Владимир Буряк – ставленник «Запорожстали» и Ахметова. Самый богатый украинец постепенно переводит свой бизнес в наш город – теперь это его плацдарм, как когда-то Донецк. По-вашему, для города это хорошо или плохо?

- Я бы не употреблял такие словосочетания, как «плацдарм Ахметова»… Если в регион заходит бизнес-группа и пытается там укорениться, то она сталкивается с интересами местных бизнес-групп. И часто пытается перекроить местный рынок, в том числе – криминальный. Который, в условиях современной Украины тесно связан со многими видами легального бизнеса.

Не важно, кому принадлежат активы. Важно, чтобы в этой стране начал работать закон, и перед ним все были равны. А на сегодняшний день мы видим, что до этого очень далеко. И конечно, ни в коем случае нельзя позволять формировать феодальные вотчины. Есть центральная власть, и она обязана задавать общее правовое поле. И только центральная власть должна иметь право на использование насилия.

Вообще, я в тематике современного Запорожья не очень ориентируюсь, но я помню, что когда работал в Верховной Раде, то со многими проблемами приходилось сталкиваться. Особенно, с этими мостами легендарными. Которые строили, строили… Не знаю, построили их уже или нет?

- Не построили. Вы видите позитив в работе правительстве Гройсмана? Может, правительство что-то хорошее делает, а мы не видим. Реформы проводит.

- А какие реформы может провести человек без образования? Это очень условное название – правительство Яценюка, правительство Гройсмана. Есть коалиция Верховной Рады, которая формирует коалиционное правительство. И он стал премьер-министром того правительства, которое ему дала коалиция. Это Ноев ковчег, где каждой твари по паре. И на самом деле, Гройсман контролирует там не так много людей. А люди, которые контролируют Верховную Раду, тоже провели в правительство своих представителей.

Украина нуждается в радикальных изменениях. Но нельзя их провести, не зацепив интересы людей, которые заинтересованы в отсутствии этих радикальных изменений. Поэтому, вся деятельность правительства и Верховной Рады свелась к тому, каким бы образом нам создать иллюзию изменений в обществе. Причем, так, чтобы не зацепить интересы наших патронов и самих себя. Так вот, парадокс в том, что провести любые реформы, не затронув интересы этих людей – невозможно. И вот Гройсман показывает нам цирк иллюзионистов, гастролирует.

Позитив… Ну, какой позитив? То, что они отменили постановление о нормах сена на одну корову 1958 года? Так ими никто давно не руководствовался. Но этого мало. Это тот минимум, который они пытаются сделать: «Как бы что-то поменять, чтобы никого не обидеть?». А люди требуют именно поменять и «зацепить». А они не хотят, боятся. Но я их понимаю – я бы тоже не рискнул (Смеется). Как еще охарактеризовать правительство Гройсмана? Ну, работают. «Спасибо, что живой».

Алена Голота
11 декабрь 2016 /
Похожие новости

«Генетически модифицированное» Запорожье

Высказывание министра культуры Евгения Нищука о том, что Запорожье – «завезенный город», разумеется, не порадовало местное население. Наблюдая за этим скандалом, «Новый День» задался вопросом –

Парламентские выборы обновят состав Верховной Рады на 70% - эксперты

Недавней смены состава Кабмина не достаточно — говорят нардепы. И свежесозданную коалицию из БПП и Народного Фронта тоже нужно менять — мол, подписей членов парламента за нее никто так и не увидел.

Александр Син: Я не договаривался с партиями - они не захотели со мной сотрудничать

Мэр Запорожья рассказал «Новому Дню», платил ли экс-смотрящий Анисимов ему зарплату и от кого он хочет защитить город, путем выдвижения в городские головы во второй раз.

Игорь Артюшенко: Нельзя отдавать Ахметову Запорожье под контроль

Депутат Верховной Рады от Блока Петра Порошенко рассказал «Новому Дню», почему он настроен против «экспансии» казацкого края самым богатым человеком Украины.

Ирина Лех: На выборах Син может набрать 40% голосов

Лидер запорожских общественных активистов рассказала «Новому Дню», каким образом Олег Ляшко оказался на скандальной сессии горсовета и с кем ведет переговоры действующий мэр.
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.