Геннадий Фукс: Только за счет частной конкуренции управляющих ЖКХ можно снизить тарифы

Геннадий Фукс: Только за счет частной конкуренции управляющих ЖКХ можно снизить тарифыС 1 июля все ЖЭКи Украины ликвидируют. Их место займут объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), которые и будут отвечать за управление и ремонт жилого дома. В Запорожье же вместо КП «Основание», коммунального предприятия, которое поддерживало жилой фонд в полуживом состоянии, горсовет создал КП «Наш город». Фактически с теми же функциями. На заседании в мэрии, где принималось это решение, депутат горсовета от БЮТ Геннадий Фукс высказался против — мол, город создает нового монополиста и ничего хорошего это не сулит.

В интервью «Новому Дню» политик рассказал, почему ему не нравится решение коллег и есть ли у Запорожья другой путь при формировании новой управленческой политики в сфере ЖКХ.

- На минувшей сессии горсовета вы высказались против создания КП «Наш город». Почему?

- Потому что я считаю — это просто дублирование «Основания». Если поставить в совхозе нового руководителя, и даже если он будет честным и старательным, в совхозе не увеличатся надои и урожай, по одной причине — там нет частной инициативы. Нет конкуренции, нет мотивации у руководителей и работников. Так в услугах ЖКХ без конкуренции и частной инициативы не может быть реализации качественных услуг и реально рыночные, обоснованные рынком, тарифы.

Вопросом реформирования системы ЖКХ я занимался почти 10 лет. Изучал, как это работает на Западе, мне эта тема интересна. Когда мы в 2008-2009 разрабатывали областную и городскую программы (Геннадий Фукс в то время занимал должность заместителя губернатора, - авт), которая не была выполнена, а была искажена до предела. У нас сейчас действует азиатская система, глубокий «совок» и тупиковая схема развития ЖКХ. Поэтому я с первой же сессии, предлагал мэру разработать комплексную схему структурных изменений ЖКХ, чтобы понимать, как этот механизм будет работать. Чтобы мы не изобретали каждую отдельную «шестеренку» в этом механизме, а понимали, как он будет работать в целом. И только потом следует принимать решения о создании колл-центра или любых КП.

А создавать сегодня монополиста — это противоречит, как государственной программе реформирования ЖКХ так и закону, который мы должны выполнять с 1 июля. Создание монополиста противоречит функционированию системы ЖКХ во всех развитых цивилизованных странах.

Поэтому, я вижу в этом только влияние на деятельность исполнительной власти некой группы людей, которая стремится оставить компанию-монополиста и использовать ее в политических целях для использования админресурса во время выборов. Сохранить некий админресурс и на будущих выборах исполнительной властью посредством коммунальщиков, что мы наблюдали на прошлых выборах. Агитаторы работали по домам, разносили агитпродукцию, а следом шли сотрудники КП «Основания» и вычищали эти материалы, срывали объявления о встречах, вели агитацию. То есть, они влияли на ход предвыборной кампании. Возможно исполнительная власть еще и боится допустить к управлению жилым фондом «чужаков».

И еще наблюдается боязнь всего нового. То есть, мы живем по-старинке и боимся работать так, как это происходит в цивилизованных странах. Все говорят, что мы хотим в Европу, но при этом, чтобы оставались те правила жизни, которые были раньше. Только демонополизация услуг, децентрализация системы взаимоотношений, введение рынка частных управляющий компаний способна изменить ситуацию к лучшему.

Когда я увидел, что планируют создать клон «Основания», я подал на рассмотрение горсовета программу развития ЖКХ. Над ней работали специалисты, которые давно занимаются этой проблематикой. Мы предложили разбить город на лоты по территориальной принадлежности, сделать комиссионный конкурс по отбору управляющих компаний, основываясь на том, какие у них будут возможности по опыту специалистов и материальной базе. В конкурсе выиграли бы 7-10 компаний.

И тогда дальше, если какая-то компания не справляется со своими обязательствами, как КП «Основание», ее можно заменить на более эффективную. И владелец частной компании будет не спать ночами, думать, как он может улучшить качество услуг, чтобы остаться на рынке и зарабатывать деньги. А я уверен, что в «Основании» думают совсем над другими проблемами и никак не мотивированы оказывать качественные слуги по обоснованным тарифам. Только за счет частной конкуренции услуг можно снизить тарифы и затраты.

- А что это за «группа товарищей», которая заинтересована в создании компании-монополиста вместо «Основания»?

- Думаю, это влияние неких политтехнологов, которые говорят, что скоро будут выборы и нам нужен будет админресурс.

- Чьи это политтехнологи? Оппоблока?

- Я думаю, что да. Если в конкурсе победит управляющая компания, за которой будет стоять другая политическая сила, они не смогут участвовать в тех выборных процессах о которых я сказал.

- Накануне этой встречи я прочла вашу программу «О способствовании развитию рынка в сфере управления ЖКХ». У меня сложилось впечатление, что в ней говорится, в основном, об ОСМД.

- При управлении жилым фондом не важно, будут люди создавать ОСМД или нет. Мне думается, что 90% запорожцев не хотят этим заморачиваться. Страх перед какими-то новшествами людей останавливает. А если они не создадут ОСМД, у жильцов будет меньше влияния на процесс выбора управляющей компании. А такой «монстр», как «Основание» или «Наш город» - неповоротлив в таких вопросах, не обеспечит качества услуг и всегда будет требовать увеличения тарифов.

Деятельность депутатского корпуса должна быть основана на законах. И мы, во исполнение этого закона, принимаем решения по их реализации. Но всегда есть местные особенности. И каждая громада уникальна. Программа создана, как пошаговый план действий, и она основана на законе. И слава Богу, что этот закон нас толкает на определенные действия по местному самоуправлению.

- Вы говорили, что вместе с тогда еще мэром Евгением Карташовым, когда были заместителем губернатора, «выбивали» деньги на мосты.

- Да, я тогда курировал вопросы капитального строительства. И мы ездили в Кабмин по вопросу мостов. И в 2014 году был советником В Министерстве инфраструктуры, поэтому я знаю, как работают механизмы принятия решений.

- Вот эта тема снова «всплыла». Владимир Буряк заявил, что в Кабмине приняли решение о возобновлении строительства мостов в Запорожье. Как вы думаете, будут достроены наши мосты? Какие у нас шансы?

- Безусловно, мосты когда-нибудь должны быть достроены. Когда-нибудь их достроят точно. Вопрос: когда? Заседание Кабмина — необходимый, но запоздалый шаг. Потому что оно должно было состояться в начале года. И должны быть не только заявления, а и пошаговый план по устранению всех проблем, которые есть.

В конце прошлого года на счета Укравтодора поступили 4 миллиона гривен, которые вернулись обратно в бюджет. Есть много вопросов, которые связаны с технической экспертизой проекта и того, что там уже настроили. Надо понять, что там сделано некачественно — как в проекте, так и в самой стройке. Узнать, какие есть проблемы с подрядчиком, фактически банкротом. Нужно принять решение разорвать договор с генподрядчиком, провести новый тендер. Причем, тендер должен быть международным, с возможностью участия иностранных компаний. Еще должно быть решение Кабмина включить проект в финансирование, потому что его нет в бюджете.

Я, конечно, оптимистично настроен, но опыт работы в органах власти меня настраивает на пессимистический лад. Времени до конца года очень мало и все вопросы, о которых я сказал, думаю, не будут решены. Считаю, что в этом году стройка не возобновится.

Часто эта тема стабильно поднимается перед выборами. Делаются какие-то заявления. Вспомните заявление Сина накануне выборов, что мы будем на Новый Год в 2012-м пить шампанское на новых мостах (Улыбается).

- А ваш прогноз? Сколько пройдет лет, прежде чем построят запорожские мосты?

- Думаю, до конца 2017 года может быть построен мост с Бабурки на Хортицу. И еще года три — второй, с Хортицы на левый берег. Кран, который был предназначен для второго моста, арестован в Крыму и как я слышал, что-то строит в Турции.

- Когда вы общались с членами Кабмина и работали в министерстве, вы отметили для себя, какое у киевской власти отношение к необходимости строительства мостов в Запорожье? Эта проблема вообще там кому-нибудь нужна?

- У меня есть глубокое убеждение, что из окон Кабмина Запорожье вообще не видно. Для них мы некая провинция, которая чего-то там хочет. Второй момент — я видел, что постоянно на строительстве мостов чиновники лоббировали интересы каких-то структур. Часто аппарат Азарова не финансировал стройку, предлагая ее «удешевить». Нам звонили и просили присмотреться к днепропетровской компании, которая могла дешевле металлоконструкции продать. Причем, эти чиновники не были специалистами в области мостостроения. А металл ведь разный бывает и по проекту он должен был быть определенных стандартов. И терялось время на переубеждение, что проект требует иного.

Геннадий Фукс: Только за счет частной конкуренции управляющих ЖКХ можно снизить тарифы


- Судя по тому, что у нас губернатора назначают по полгода, Запорожская область из окон Кабмина и Президента до сих пор с трудом видна.

- Мне кажется, просто есть проблема в элите Запорожской области. С начала 90-х запорожская элита была очень разобщена, были противоречия между тогдашними лидерами, «красными директорами». На нашу область пытались влиять «днепровские» и «донецкие». При Александре Поляке был период консолидации, но его не стало. А с 2010 года, регион «вычищали», а элиту разгоняли. В Киеве слышал фразу со ссылкой на Януковича, что всех местных «князьков» нужно убрать, вместе с бизнесом, который может породить протестные движения. Это происходило во многих областях, но в связи с разобщенностью элит в Запорожье, у нас это было делать проще. Так что, губернатора долго назначали, скорее всего, из-за местного кадрового голода и слабого влияния на Киев.

- Недавно главной новостью дня стал инцидент в горсовете — два депутата поскандалили и бросались друг в друга бутылкой. Как вы думаете, как политик со стажем, скатывается ли Запорожский горсовет в «ляшковщину» с драками и шоу?

- На 90% изменился состав депутатского корпуса — это хорошо, но есть и издержки неопытности. Новые депутаты более мотивированы, у них есть новые взгляды и желание изменить жизнь в городе. Люди к чему-то стремятся. Проблема, которая с ними пришла — среди них много молодых людей и есть политический личностный максимализм. Иногда, когда люди хотят, чтобы их мнение было приоритетным, на первый план выступают эмоции. Очень опасный момент, когда личностные убеждения переходят в личностный конфликт. Каждый депутат пришел в горсовет, как представитель громады. И важно, чтобы люди умели выслушивать другое отличное мнение и не переходили на личностное.

- По-вашему, какие еще важные проблемы есть у Запорожья сегодня?

- Отсутствие рынка земли. Считаю, что городу необходимо, как можно быстрее закончить генплан и зонинг. Причем, делать это параллельно, не растягивая во времени. Следует запустить аукцион по первичному рынку земли и это даст коридор для комфортных инвестиций. Ведь в Запорожье не создан комфортный бизнес-климат.

Поэтому я и возглавил комиссию горсовета по предпринимательству, чтобы создать комфортный бизнес-климат в городе. Причины, почему сейчас это не так — например, неуважительное отношение правоохранительных органов к предпринимателям. Их рассматривают, как «дойных коров», а не как тех, кто формирует экономику. Или действующего в городе «налога на инвестиции» (10% паевого участия). Высокая нормативно-денежная оценка земли.

Я выступаю за принятие решения о пересмотре нормативно-денежной оценки. И если мы базовую нормативно-денежную оценку оставим такую же, как была, но при этом на нее не будут применяться коэффициенты инфляции, то мы избавились бы от одной из причин загнать бизнес в «тень». Это касается всех видов налогов: налоги должны быть оптимально невысокие. Если налоги снизить, многие выйдут из «тени» и это будет способствовать росту экономики и наполняемости бюджета. К примеру, с Нового года уменьшили единый социальный взнос, но поступления от него увеличились!

- Чем вы зарабатываете на жизнь?

- Я начал заниматься бизнесом в 1988 году. В 1992 году создал три совместных предприятия, которые существуют и на сегодняшний день. И успешно работают, несмотря на все кризисы. Наиболее известное — это «Интрейд групп», направления деятельности это инжениринг (технология гидроочистки), энергосбережение (управление энергопотреблением зданий), поставки энергооборудования, коммерческой недвижимостью (небольшие торговые центры, магазины, офисы, склады).

- Вы ведь еще и ресторатор? У вас и кафе есть.

- Кафе уже два, но это семейное хобби. Я точно не ресторатор, для меня это, как объект недвижимости.

- И как вам живется в Запорожье, как бизнесмену?

- Состояние экономики в стране определяет уровень жизни и покупательской способности. И все мы зависим от этих показателей. Для торговли что нужно? Чтобы было достаточное количество людей, которые могут себе позволить потратить деньги на ежедневные покупки. Их количество определяется экономикой страны, количеством работающих предприятий, количеством рабочих мест на них, уровнем зарплат. Привычкой людей тратить деньги. Настроен оптимистично и хочется, чтобы кризис закончился и был реальный экономический рост. Я активно работал, как бизнесмен в сфере коммерческой недвижимости до 2005 года, а сейчас мне более интересен инженеринг в двух направлениях — гидроочистки и энергосбережения. При этом, мои предприятия работают в бизнесе почти 28 лет, поэтому могу сказать что мы откатились по уровню примерно 2000-го года.

Проблема в том, что чиновники во власти слабо понимают процессы экономики. И они слабо на них реагируют. Не понимают того, что мы идем в Европу и у нас должны быть цивилизованные взаимоотношения, и я слышу многочисленные жалобы от представителей бизнеса, что их ущемляют. Государству ничего не нужно делать кроме того, чтобы создать комфортные условия для развития бизнеса и установить оптимальные цивилизованные налоги. Больше ничего не надо! Повторюсь — сейчас в Украине и, в частности, в Запорожье удушливый бизнес-климат. И наша задача его изменить и сделать его более цивилизованным и комфортным.

Алена Голота
05 июнь 2016 /
Похожие новости

Руслан Божко: Я не могу понять, почему при таком бюджете Запорожье не процветает

Руслан Божко - глава бюджетной комиссии в горсовете и в сферу его ответственности входит создание программ социально-экономического развития Запорожья. Каким он видит это развитие?

Политолог: В Запорожье будет расти поддержка Оппоблока

В интервью «Новому Дню» известный украинский политический эксперт Михаил Павлив рассказал, почему Запорожью с Ахметовым повезло и отчего Порошенко не боролся за этот регион.

Представитель ОБСЕ - Владимиру Буряку: У вас очень правильное понимание функций мэра

Джиллиан Глойэр, представитель миссии наблюдения за выборами в Запорожье, встретилась с кандидатом на пост мэра Запорожья Владимиром Буряком, чтобы узнать, для чего он идет на выборы

Ирина Лех: На выборах Син может набрать 40% голосов

Лидер запорожских общественных активистов рассказала «Новому Дню», каким образом Олег Ляшко оказался на скандальной сессии горсовета и с кем ведет переговоры действующий мэр.

Экс-мэр: Президент не принимал решения смещать Сина

Какие ошибки допустил Александр Син и есть ли в Киеве политическая воля устранить градоначальника от управления городом — рассказал экс-мэр Запорожья Александр Головко.
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.