Автомобили оставляют нам "подарки" в виде удушающих газов

55-70% загрязнения воздуха городов в Украине – вина автомобильного транспорта. На остановках общественного транспорта на проспекте Соборном, на Победе фиксируется повышенный уровень пыли, СО, формальдегида, приземного озона, который растет скачкообразно при приближении автомобиля.

Автомобильный транспорт – один из основных загрязнителей атмосферного воздуха в Украине (данным «Національной доповіді про стан навколишнього природного середовища» за 2019 год).

«В среднем на территории Украины выхлопные газы автотранспорта вызывают 40-45% загрязнения воздуха, но в городах они дают более 50% загрязнения воздуха, причем в больших городах (от 500 тыс. до 1, млн. жителей) на их долю приходится от 55% до 70%, а в очень больших (несколько миллионов жителей) городах – более 85% от общего объема загрязнения атмосферного воздуха», - говорится в докладе.

Проблему усугубляет то, что автотранспорт производит выбросы в непосредственной близости к местам массового скопления людей (остановки, перекрестки) и на уровне дыхания человека.

По данным Государственного учреждения «Институт общественного здоровья им. А.Н. Марзеева АМН», концентрация большого количества транспортных средств на сравнительно ограниченной территории городов существенно влияет на состояние загрязнения атмосферного воздуха и приводит к доминирующему влиянию транспорта на окружающую среду.

Согласно информации Всемирной организации здравоохранения, Украина занимает последние годы первые места в мире по уровню смертности на душу населения, вызванной загрязнением атмосферного воздуха. И по данным Европейского агентства по окружающей среде, ежегодная смертность людей от загрязнения воздуха только взвешенными частицами (PM2.5) в семь раз превышает смертность от ДТП.

Во время карантинных ограничений и рисков Covid, собственным автомобилем постарались обзавестись даже бедные. Надо же как-то добираться на работу или на дачу. А люди со средним уровнем достатка привыкли к курьерской доставке товаров – от интернет-магазинов до кафе и аптек. Такси также стали средством передвижения, а не роскошью, и переживают золотые времена. В итоге, пробки стали обыденностью для городов, автомобильный смог стоит над городами с утра до ночи.

Особенно опасны перекрестки в городах с узкими улицами и старой застройкой и в городах с широкими проспектами и интенсивным движением по нескольким полосам, так как на перекрестках и остановках у светофоров автомобили газуют и происходит резкий выброс отработанных газов.

Запорожье против автовыхлопов

В 2020 году транспорт стал источником 79,278 тысяч тонн выбросов, по официальной информации Запорожской областной администрации.
Если 2016 году в Запорожье были официально зарегистрированы 233 000 автомобилей, то уже в 2021 году – почти вдвое больше, 395 тысяч. Соответственно, вырос и их негативный вклад в атмосферу.

Недавно в Запорожской областной государственной администрации состоялся круглый стол, посвященный созданию системы мониторинга качества воздуха. Одной из важных тем обсуждения стало загрязнение воздуха автовыхлопами. Кстати, ЗОГА уже сообщила, что Департамент защиты окружающей среды провел предварительную работу по обобщению информации лабораторно-аналитического комплекса, созданного для проведения мониторинга атмосферного воздуха, и в настоящее время проводится ранжирование источников загрязнения по объемам выбросов. При этом должны быть учтены и промышленные, и транспортные нагрузки на атмосферу. Однако эта работа будет осуществляться по всем районам области, кроме самого Запорожья, так как согласно Постановлению Кабмина №827 от 14.08.2019 г., областной центр является агломерацией, что требует разработки отдельной программы мониторинга, уточняют в ЗОГА.

Глава депутатской комиссии по экологии, охране недр и рациональному природопользованию Запорожского облсовета Игорь Чумаченко отметил в своем выступлении:

«Когда мы говорим о загрязнении воздуха, то знаем, что в Запорожье 240 предприятий-загрязнителей, которые постоянно проверяют контролирующие органы. При этом проблему загрязнения воздуха автомобильным транспортом практически никто не поднимает. Треть выбросов – это передвижные источники загрязнения, автотранспорт. Поэтому нужно планировать мероприятия по снижению загрязнения, контролировать транспортные потоки».

Анатолий Севальнев, канд. мед. наук, зав. кафедрой общей гигиены Запорожского медуниверситета
, отметил серьезное влияние выбросов автотранспорта на здоровье горожан. Передвижные источники загрязнения – это диоксид углерода, легкие органические соединения. Выбросы автомобилей – это не просто пыль, а угарный газ, оксид азота, диоксид серы и диоксид углерода, бензапирен, форальдегид, сажа, тяжелые металлы.

Автомобили с дизелями является источником особо опасной разновидности взвешенных частиц – пыли PM2.5, в составе которых много канцерогенов, образующихся в камерах сгорания двигателей. Кроме взвешенных частиц (PM2.5), а также оксидов азота (NOx), оксида углерода (CO) и летучих неметановых органических соединений (NMVOC), диоксида серы (SO2), в составе отработанных газов автомобильных двигателей насчитывают сотни вредных веществ. Наибольшее влияние оказывает бензапирен, который является лишь одним из многочисленного ряда других менее изученных наукой канцерогенов, круглосуточно вдыхают жители городов. Влияет на органы дыхания и сердечно-сосудистую систему. В Запорожье среднегодовые концентрации бензапирена регулярно превышают предельно допустимые концентрации ПДК. Это невидимое, но канцерогенно опасное соединение, также образующееся при сжигании бензина и дизеля.

Наиболее страдают от загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом наименее защищенные слои населения – дети и люди пожилого возраста. Поэтому на круглом столе депутатами было предложено ограничить передвижение транзитного транспорта в центре и в спальных районах Запорожья.


«Сапфир» против автосмога

Как снизить загрязнение воздуха от транспорта, обсуждали в Запорожье 31 июля участники воркшопа от международного проекта «Чисте повітря для України». В прошлом году на «Экофоруме» активисты запорожской общественной организации «Экосенс» обратились к специалистам проекта с запросом провести измерения, как влияет на качество воздуха проезжающий транспорт. Максим Сорока – эколог, ученый, общественный деятель, научно-технический советник Украинской сети общественного мониторинга воздуха «EcoCity» и Сети поддержки общественных исследований «Довкола» – помог провести экспресс-исследование качества воздуха на запорожских перекрестках.

«Экосенс» давно пытается обратить внимание запорожцев и местных властей на проблему загрязнения воздуха автотранспортом. В прошлом году мы с помощью Sapphire-32 провели мини-исследования качества воздуха на разных остановках общественного транспорта: вдоль проспекта Соборного, на Победе, на Металлургов. Когда проезжали коптящие автомобили или маршрутки, то прибор фиксировал повышение уровня пыли, СО, формальдегида. Эти загрязняющие вещества характерны для выбросов двигателей внутреннего сгорания, что позволяет отметить непосредственную связь загрязнения воздуха с трафиком движения», – рассказывает глава общественной организации «Экосенс» Татьяна Жавжарова.

«Чтобы полноценно проанализировать влияние транспорта на качество воздуха, надо простоять с замерами по 6-8 часов в течение 2-3 дней и сверить показания станции мониторинга в течение дня, в час пик, ночью, когда транспорта нет», – советует местным активистам Максим Сорока.

Теперь мобильная станция общественного мониторинга Sapphire-32 подарена Запорожью и доступна горожанам, чем собираются воспользоваться активисты. Потому что проблема усугубляется с каждым годом, и пора начать подходить к проблеме автовыхлопов со всей серьезностью. Участники воркшопа провели практические измерения качества воздуха прямо в центре города около ЗОГА, чтобы еще раз привлечь внимание к загрязнению воздуха.

Маршруты снижения автовыбросов

В своем докладе глава общественной организации «Экосенс» Татьяна Жавжарова проанализировала возможности снижения загрязнения воздуха от энергетики и транспорта, заложенные в Европейском зеленом курсе и Соглашении мэров. Ведь 73,5% (или около 3/4) суммарных выбросов парниковых газов СО2 на территории Украины среди всех видов транспорта производит именно автомобильный транспорт. В Запорожье, передвижные источники загрязнения производят около 32% загрязняющих атмосферу веществ, согласно «Экологическому паспорту».

Запорожская общественная организация «Экосенс» предлагает для уменьшения загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом государству:

- контролировать поставку горюче-смазочных материалов, ужесточая ответственность за подделку;
- вернуть техосмотры автомобилей и контроль выхлопных газов,
- экономически стимулировать использование переход населения и бизнеса на более чистые виды транспорта, в частности электромобили, городской электротранспорт;
- экономически стимулировать автоперевозчиков к уменьшению выбросов и замене авто с более высокого класса экологической безопасности.

Местные и областные власти должны:

- перенаправить поток транзитного транспорта за пределы населенных пунктов,
- сократить количество автостоянок и парковок в центре городов, жилых застройках, рекреационных зонах,
- обеспечить надежность и безопасность движения общественного транспорта,
- оптимизировать маршруты,
- создавать зоны без автомобилей и зоны низких выбросов.

А что можете сделать вы?

Если вы привыкли передвигаться по городу в автомобиле, то вы тоже можете:
- оптимизировать маршруты и в некоторые дни обойтись без машины,
- регулярно проходить техосмотры и регулировать карбюратор, поставить нейтрализатор отработанных газов;
- заправляться качественным бензином.

ОСББ как сообщества совладельцев дома могут:

- ограничить въезд автомобилей во двор под окна дома, запретить въезд на детские площадки,
- создать отдельную экопарковку, окруженную вертикальной живой изгородью, задерживающей автовыхлопы.

И помним, что ходить пешком – привычка не только полезная для двигательной и сердечно-сосудистой систем, но и уменьшение выбросов автотранспорта. Будем ответственны.
10 август 2021 /
Похожие новости

Миллион тонн автовыхлопов: чем мы дышим

ВООЗ рекомендует проводить измерения качества воздуха не на уровне заводских труб, а там, где вы дышите. Взяв мобильную станцию мониторинга, экоактивисты общественной организации «Экосенс» проехались

В Запорожье загрязнение воздуха сероводородом превышает норму почти в два раза – данные лаборатории

Запорожский областной лабораторный центр МОЗ на своем сайте обнародовал информацию результатах работы мобильной лаборатории мониторинга окружающей среды за 2 июля.

Пылемер за окном, лаборатория в гараже

Хочется знать, чем мы дышим, поэтому в Украине сейчас набирают популярность некие «датчики». Активисты предлагают закупать и устанавливать такие приборы, чтоб создать общественную систему

Украина превращается в газовую камеру

Журналист Василий Зубач о том, что за языковедческими дискуссиями, разговорами о сексуальных наклонностях депутатов мы часто не замечаем очевидного – в Украине исчезают главные факторы выживания

В каких городах Украины самый загрязненный воздух?

Аналитиками команды «Слово и дело» был проведен экспертный анализ загрязнения воздуха городов Украины. Примечательно, что за единицу измерения приняли предельно допустимый уровень загрязненности,