Роман Акбаш: Для меня экскурсии - это не так бизнес, как миссия

С Романом мы знакомы с 2006 года, когда оба были начинающими журналистами и работали в запорожских газетах. Поэтому во время интервью общались на “ты”. Десять лет назад Роман Акбаш (настоящая фамилия - Вертепный, Акбаш - это творческий псевдоним) сделал увлечение историей Запорожья своей профессией. Со временем он совсем ушел из журналистики и теперь проводит экскурсии по родному городу. Я встретилась с Романом в день, когда исполнилось 10 лет, как он переквалифицировался из представителя СМИ в представителя турбизнеса, открывающего всем желающим Запорожье с непривычной, красивой, архитектурной, исторической стороны.

- Как тебе пришла мысль проводить экскурсии по Запорожью?

- Еще со школы я интересовался историей родного города, ходил в краеведческий кружок. Даже хотел поступать на исторический факультет. Во взрослой жизни начал коллекционировать старые фото Запорожья. Их почему-то оказалось очень мало. Например, о Львове или Киеве можно было найти много сведений в интернете, а о Запорожье - толком ничего. Захотелось это исправить. Начал размещать в соцсетях старые фото, рассказывать, что на них изображено. В 2011 году я был модератором в одной из групп о Запорожье в “Одноклассниках”. Помню, рассказывал там людям о родном городе и подумал, почему бы нам не встретиться и не провести экскурсию. На эту первую встречу пришли 12 человек. Они потом рассказали своим друзьям и дело пошло… Тогда я брал пример с киевлянина Арсения Финберга - он тоже сначала вел тематические исторические блоги, а затем основал экскурсионное бюро в столице.

- Ты тогда работал журналистом?

- Да, в местной газете “Правда”.

- Слышала такие высказывания от коллег, что журналистика - это интересная профессия, но в Запорожье - далеко не самая высокооплачиваемая. Это стало одной из причин, почему ты ушел из профессии?

- Ну, это не основной толчок. Главным было то, что я люблю то, чем я сейчас занимаюсь. Много лет я совмещал журналистику и экскурсии. Особенно тяжело было совмещать, когда я был пресс-секретарем ФК “Металлург”, потому что матчи, обычно, проводят на выходных. Тогда же, когда и я - экскурсии. Но невозможно делать две работы одновременно максимально качественно. Пришлось выбирать и я выбрал экскурсионную деятельность.

Тем более, что я не вижу сейчас перспектив у пишущей журналистики. То, что я читаю сейчас на запорожских сайтах - в большинстве своем… Не знаю, если бы я не был раньше журналистом, может, я бы попроще смотрел на это все…

- Потому что ты работал в газете. После журналиста правки в текст вносил редактор и корректор. А сейчас, зачастую, на сайтах журналист пишет текст и сам же его сразу, “с колес” ставит на сайт.

- Да, я предполагаю, что на интернет-сайтах так и происходит. И главное - это количество новостей. В итоге, это все превращается в какой-то конвейер. Люди не думают, они просто копируют и ставят.

- Сколько лет ты занимаешься только экскурсионной деятельностью?

- Почти два года.

- Насколько я понимаю, 95% людей, которые приходят на твои экскурсии - это запорожцы?

- Да, на общие экскурсии, которые проходят почти каждую неделю на выходных, приходят, в основном, запорожцы. сейчас, из-за эпидемии, больше 50 человек не записываем. Раньше иногда приходили по сто человек на экскурсию.

Иногда приезжают на экскурсию люди даже из других населенных пунктов. Это так приятно и необычно. Обычно, наоборот, запорожцы ездят отдыхать в другие города.

Для меня мои экскурсии - это не так бизнес, как миссия. Хочу, чтобы Запорожье любили как можно больше людей. Конечно, я понимаю, что здесь есть недостатки. Я же хожу по тем же улицам и езжу в тех же маршрутках. И дышу тем же воздухом. Но меня радует, что у многих запорожцев меняется отношение в родному городу после моей экскурсии.

- Знаю, что в самом начале ты брал плату за участие в экскурсии в размере “кто сколько даст”. Сейчас у тебя есть фиксированная плата с человека?

- Да, для старта это нормальная практика. Это называется “фри-тур”. Человек платит за экскурсию столько, во сколько он ее оценил, или сколько не жалко. Причем, понимаю, что кто-то вообще не платил. Но наши люди еще к такому не привыкли и постоянно меня спрашивали: “Как это, “сколько хотите”? Так, а сколько все же нужно заплатить?”. И я понял, что нужно установить фиксированную плату. Сейчас она за общую экскурсию - 100 грн.

- А индивидуальная экскурсия сколько стоит?

- Это коммерческая информация (Улыбается). Дороже, конечно. Я люблю немногочисленные, камерные мероприятия, когда на индивидуальную экскурсию приходит семья или даже один человек. Возить целый автобус туристов не очень люблю. Потому что не все в этом автобусе заинтересованы тебя слушать.

- Как часто ты проводишь экскурсии?

- Раз в неделю. Иногда за выходные получается провести 3-4 экскурсии.


- Ты семейный человек, у тебя есть дети. Тебе хватает тех денег, которые ты зарабатываешь на экскурсиях, чтобы кормить семью?

- Как бы это красиво сказать… На что-то хватает, но хотелось бы больше. Честно скажу, что не был на море уже восемь лет. То работа, то еще что-то…

- У тебя много конкурентов? Раньше ты был вообще один в этой сфере в Запорожье?

- Конкуренты, как ты их назвала, считают, что я был не первый (Улыбается). Хотя я не помню, чтобы до меня был человек в Запорожье, который был каждые выходные приглашал всех желающих на экскурсию. Думаю, таких как я - до пяти человек в городе. Кто-то регулярно проводит экскурсии, кто-то - нет. Причем есть такие, которые недобросовестно конкурируют и распространяют обо мне какую-то ерунду. Отношусь к этому философски. Считаю, что пока они мне плюют в спину, значит, я остаюсь впереди.

- Мы сейчас с тобой сидим в кафе в универмаге “Украина”. Что здесь было при Александровске?


- Александровска здесь не было, потому что в те времена здесь было село Вознесеновка. И даже в начале 50-х годов прошлого столетия здесь стояли одноэтажные хатки. Вот прямо на месте универмага Украина. Даже Штепсель и Тарапунька шутили, что в Запорожье сначала город, потом село, а потом снова город. Еще и не было тогда дамбы, которая соединяла эти поселения.

Запорожцы недооценивают центральную часть города - начиная от улицы Лермонтова и до ДнепроГЭСа. Мы к ней привыкли, а на самом деле здесь каждый дом - памятник архитектуры, который занесен в госреестр. Каждый дом по проспекту по обе стороны до площади Запорожской. Это музей архитектуры под открытым небом, выросший на месте этого села за несколько лет после второй мировой войны. И когда я показываю это гостям города, их очень впечатляет. А запорожцы думают: “Ну, что тут интересного в Запорожье?”.

- Но я так поняла, что тебя больше вдохновляет архитектура Запорожья до советского периода?


- Мне больше нравится меннонитская часть истории города. Я сам родом с Верхней Хортицы, а это “столица” тех меннонитов-колонистов. Наверное, большую часть своих лекций и публикаций я посвящаю этой теме, потому что она долгое время была малоизвестной.

- Есть у тебя любимые исторически важные здания в Запорожье?

- Ой, так их много! Если составить рейтинг из самых любимых, то это точно школа №81 на улице Истомина. Это если не самое, то одно из самых красивых зданий города. Совершенно точно, что это самая красивая школа Запорожья. Рядом там, на Верхней Хортице, есть замок Вальман. Часто в интернете его называют “замком Вальмана” и я поправляю, что инициатором его строительства была женщина с этой фамилией, Катарина Вальман. Она была вдовой известного промышленника и была просто потрясающим по своей благодетельности человеком. На строительство этого детского сада, впоследствии называемой замком Вальмана, из своего кармана достала 10 тысяч рублей. Это была огромная сумма в начале ХХ века. Сейчас это здание находится в Широковском ОТГ и оно в аварийном состоянии. Но вроде бы ситуация исправляется.

В старой части города - красивый краеведческий музей. Электростанция в районе площади Свободы. Женская гимназия, ныне третий корпус ЗНУ. Мельница Нибура в районе автовокзала…


- Которая сейчас принадлежит Дрозденко?

- Да. И наверное, она сейчас не в лучшем виде, как и многие архитектурные достопримечательности в городе. И там же рядом с ней - бывший тубдиспансер, особняк Копа, основателя АвтоЗАЗа. Из советских построек - Круглый дом, шестой поселок.

Некоторые из этих зданий простаивают, медленно разрушаются. Как особняк Копа или Бадовского (студенческая поликлиника). Некоторые здания облюбовали бездомные, вокруг растут свалки мусора. Пользуясь случаем, передаю привет городской власти и напоминаю, что с этими объектами нужно что-то делать. Нельзя дать им просто развалиться от времени.

- Как ты относишься к художествам дворника Харьковского на проспекте?

- Меня с детства так воспитывали, что если что-то не мое, я с ним ничего не делаю и не разрисовываю. Я не могу подойти к соседской калитке и что-то на ней нарисовать. Ну, как я это сделаю? А человек рисует на главном проспекте и ничего.

Когда начинаешь возмущаться в соцсетях, в комментарии приходит сотня людей и начинает кричать: “А вы сами в жизни что-нибудь нарисовали?! Та вы не патриот!”. Причем тут патриот или не патриот? Я патриот Украины, но причем тут эти художества? Едьте в спальные районы и разрисовывайте хрущевки, девятиэтажки - их невозможно испортить. Что хочешь там нарисуй, на типовых домах, хуже не станет. Чего он не едет на Пески, на Бабурку? Видимо, что-то нарисовать - это не главное. Главное - рисовать на проспекте. Но кто сказал, что петриковская роспись на колоннах в центре города - это нормально?

Когда я был подростком, я клеил наклейки из жвачек на шкаф. Всяких ниндзя-черепашек и “Элен и ребята”. А потом я подрос и подумал: “Зачем я испортил хороший шкаф?”. Мне кажется, это из той же оперы история, что и рисование цветочков на исторических зданиях.

- Как ты думаешь, почему запорожцы не любят свой город? Как, например, одесситы любят Одессу, а львовяне - Львов? Часто слышу от бывших запорожцев, которые уехали в другие страны или в Киев, пренебрежительные высказывания о родном городе.

- В силу разных причин. Наверное, сыграло свою роль то, что Запорожье всегда не был самостоятельным городом. Нами постоянно кто-то руководил - то мы были в составе Екатеринославской губернии, а когда стали областным центром, нами начали руководить министерства, потому что это был промышленный город. Да, у нас нет своей элиты, какая была в Донецке, Днепре. И это как-то связано с отсутствием местного патриотизма.

К тому же, в основном, владельцы запорожских заводов - жители других городов. Какая им разница, что тут в Запорожье происходит? Вот частенько хают Богуслаева, а с другой стороны - по-моему, Шевченковский в снегопады хорошо чистят от снега, например. Я знаю, потому что живу сейчас в этом районе, недалеко от “Мотор Сичи”. И парк Климова – «моторовский» - в порядке.

- Музей хороший сделал с военной техникой под открытым небом.

- Да, вот ухожено. Зачем это делать человеку, который живет где-нибудь в Конча-Заспе и никогда не был в Запорожье? Он больше думает о прибыли, чем об этом городе.

Плюс, есть у запорожцев какой-то комплекс неполноценности что ли… Люди уезжают отсюда в Киев и начинают хвалить столицу, называя Запорожье селом.

- Комплекс меншовартості.

- Да, хорошее украинское слово. Но честно говоря, я иногда хочу, чтобы мои дети жили не здесь.

- Из-за экологии?

- Только из-за экологии, других причин нет. Это единственный глобальный минус. Я-то понятно, тут останусь. Кому я вне Запорожья нужен? Я люблю этот город и чувствую здесь себя органично. А вот за детей из-за экологии больно. И свои дети и практически все дети знакомых, всегда из-за плохого воздуха чем-то страдают.

- Ты когда-нибудь пытался переехать из Запорожья в Киев?

- Нет. Я вообще человек привычки. Несколько раз мы с семьей переезжали из одного района города в другой и для меня это был конец света. Очень привыкаю к своему быту, окружающей жизни. Мысли такие были, потому что многие запорожские журналисты уехали в столицу. Но другие города не вызывают у меня тех чувств, которые вызывает Запорожье.

Алена Голота
05 июль 2021 /
Похожие новости

Осень в Запорожье: фото родного города, который оделся в золотую листву

Журналистка Ева Миронова продолжает радовать своих подписчиков в Facebook яркими фото и неожиданными ракурсами Запорожья.

В Запорожье нет продуктовой паники - соцсети

На странице "Нового Дня" запорожцы поделились своими наблюдениями после посещения супермаркетов. Оказалось, что в отличии от киевлян, жители нашего города менее подвержены панике и гречку с полок не

Ирайсат Магомедалиева: Украина и Запорожье стали родной землей для меня и моих детей

Глава общественной организации «Запоріжжя. Платформа Спільних Дій» родом из Махачкалы. И при этом она приросла душой к Запорожью. Свою любовь к нашему городу она доказывает, организовывая здесь

Максим Лупашко: Чтобы играть в Премьер-лиге, нужны большие деньги. Если будет спонсор, будем идти выше.

В 2015 году запорожских футбольных фанатов постигло великое горе – инвесторы отказались финансировать ФК «Металлург». Спустя три года городская власть воссоздала КП «Городской футбольный клуб

Роман Кузьменко: Государству нужно прекратить «кошмарить» мелкий и средний бизнес

С депутатом Запорожского областного совета от РПЛ Романом Кузьменко «Новый День» встретился в его ресторане. Зачем бизнесмен стал политиком? Какие это дает ему привилегии? А также, с какими

Руслан Шиханов: Запорожье – бастион «регионалов»

Политический аналитик, кандидат исторических наук может проводить параллели с прошлыми событиями и дать, наконец, ответ на вопрос – почему у Запорожья нет своей сплоченной политической и