Олеся Крамаренко: Я больше не хочу никаких политических «дружб». Есть желание создать свою политическую силу

Моя vis-a-vis - пример того, как человек может вдруг удивить общество. В прошлом году молодая девушка, активистка, лидер общественной организации “Дзига” Олеся Крамаренко вдруг заявила о своем решении баллотироваться в городские головы Запорожья. И заняла на выборах пятое место. Для начинающего политика - это хороший результат. Как она теперь собирается использовать свой возросший после мэрской кампании уровень личной узнаваемости? И общается ли она с бывшими коллегами по партии “За майбутнє”? Об этом Олеся рассказала в интервью “Новому Дню”.

- Вы не жалеете о том, что согласились баллотироваться в мэры?


- Однозначно нет. Во-первых, не могу сказать, что это было взвешенное решение и я к нему готовилась. По моему мнению, и наверное, политтехнологи это подтвердят, мэрские кампании делаются не так. Этому предстоит более системная работа с людьми, формирование «своей» команды и истории успеха (сделанные дела). Решение было авантюрным, но главным аргументом стала новая публичная площадка, где и на телеканалах, и на бордах звучала ключевая проблема Запорожья - грязный воздух. Я понимала, что мои шансы на победу невелики, но я за новый опыт. Без страха и сожаления.

Во-вторых, не жалею, потому что это дало мне возможность снять “розовые очки” и понять, что мы, общественные активисты, пребываем в каком-то мыльном пузыре своих проектов. А люди на самом деле мало знают о нас и о той деятельности, которую мы ведем. Меня это открытие, как холодной водой окатило, и заставило переформатировать свою работу и публичность. Но пользуясь случаем, благодарю каждого, кто голосовал за меня.

- Я так понимаю, что это была не ваша идея. И баллотироваться вам предложили соратники по партии.


- Да, конечно. Я очень хотела стать депутатом. Мэрских амбиций у меня не было.

- Как вы думаете, почему партия “За майбутнє” не прошла в горсовет, но попала в облсовет?

- Мне кажется, люди, которые баллотировались в облсовет, были ближе и понятней людям в регионах. Кроме этого стартовала кампания за два месяца до выборов, в то время когда политические позиции наших оппонентов были более устойчивыми, а деятельность велась системно.

- Насколько я понимаю, после выборов ваша личная узнаваемость резко возросла. Вы собираетесь это как-то использовать в дальнейшей политической карьере? Будете баллотироваться в депутаты горсовета, Верховную Раду?


- После выборов у меня произошла переоценка ценностей. То, что я не прошла в горсовет, меня расстроило, я не скрывала этого. Я, как никогда, ощутила себя неудачницей, а свою деятельность никому не нужной. Я не понимала, что мне делать дальше. И я этого чувства никогда не забуду. Стать депутатом - не было самоцелью. Это было бы логичным продолжением моей активной деятельности. Мне хотелось быть причастной к качественным изменениям жизни людей. Когда ты во власти - это дает дополнительные инструменты, влияние и коммуникацию. У меня определенно есть амбиции на публичность и местное самоуправление, скажем так, но это не самоцель.

Я точно не хочу больше никаких политических “дружб”. Я поняла, что все ситуативные союзы с партиями, которые идут вразрез с моими внутренними принципами и ожиданиями - это не моя история. У меня есть амбиции и желание создать что-то свое, возможно, свою политическую силу, которая будет заниматься не только экологическими вопросами, но и качеством жизни и правами женщин и детей. Только тогда, когда я полноценный участник переговоров - я готова на политическую связь. Но об этом рано говорить предметно.

- Вы и сейчас член партии “За майбутнє”?

- Нет. После выборов наше сотрудничество закончилось. Мне поступали после выборов предложения от представителей “За майбутнє” поработать в партии, в женском движении… Но мне это не интересно. Исключительно после того, как представители этой партии не голосуют за экологические законы в парламенте. Это сотрудничество противоречит моим принципам и интересам.

- То есть, нельзя сказать, что вы до сих пор в команде Старуха или Фукса?


- Нет, нет, я не в команде… Наше сотрудничество закончилось с окончанием выборов в октябре.


- Считаете ли вы, что старшие коллеги по партии поступили с вами несправедливо? Кто-то из них стал депутатом облсовета, кто-то - губернатором. А вы остались не у дел - не стали ни мэром, ни депутатом горсовета. Хотя вы были самым активным лицом той пиар-кампании.

- Вы уже не первая задаете мне этот вопрос (Улыбается). Скажу честно, мне было неприятно от всей этой ситуации после выборов, осадочек остался. Потому что я увидела, что люди, которые в партии не были публичными людьми, после выборов стали работать в команде главы области. Кто бы отказался поработать с таким умным и прогрессивным главой области, с которым мы еще на Майдане грелись у костра? (Улыбается) Но зато, это стало хорошим уроком.

С другой стороны, я очень рада и поддерживаю Ирину Пирогову, которая стала заместителем главы департамента природных ресурсов и экологии. Она большая умничка, профессионал в вопросах окружающей среды, “лоббист” чистого воздуха, и я уверена, что благодаря этому экологический вопрос всегда будет на повестке дня у главы области.

- Олеся, во время предвыборной кампании вы столкнулись с критикой оппонентов и их СМИ. Помню, что тогда вас часто упоминал один из телеграмм-каналов города. И даже простые запорожцы писали под вашими постами в Facebook: “Боже! Что это за джинсы! Что это за прическа!”. Вас это задевало? И как вы это переживали?


- Нет, меня задевало, когда люди начинали писать: “Что это за девочка и откуда она вылезла?”. Но я понимала, что это результат того, что мы в недостаточной мере работаем с людьми, рассказываем о своих проектах. Больше меня задевали комментарии тех, кто меня лично знает и в курсе о моей деятельности. Они начинали рассказывать, что я теперь буду защищать интересы Коломойского. Но это все равно было ожидаемо. Хоть я и эмоциональный человек и все принимаю близко к сердцу.

- Где вы сейчас работаете и чем занимаетесь?

- Сейчас кроме общественной деятельности хочу подтянуть свои навыки по профессиональной деятельности (коммуникации и PR). После выборов и общественной борьбы за чистый воздух я ощутила полное эмоциональное выгорание и депрессию. Именно в этот момент случилась встреча с Николаем Белым и он предложил сотрудничество с Клиникой Святого Николая. Я поработала маркетологом и решила продолжить профессиональную деятельность.. До сих пор ему благодарна, что вытянул меня из состояния “полная неудачница”... Сейчас у меня “летние каникулы” и небольшой творческий кризис. Я продолжаю проектную работу в своей общественной организации. Наша команда планирует развивать проекты которые направлены на благоустройство, урбанистику и озеленение. Учу английский и рассматриваю предложения о работе в Запорожье и Киеве. Благо там тоже нужные проактивные люди.


- Олеся, вы окончили факультет журналистики ЗНУ в 2004 году. Правильно я понимаю, что журналистом вы не работали?

- Нет, вся моя профессиональная деятельность была связана с рекламой, PR и коммуникациями.

- Знаю, что на создание общественной организации “Дзига”, которая занимается экологическими вопросами, вас сподвигло личное горе - у вас заболел ребенок и причиной тому была плохая экология. Недавно в интервью “Новому Дню” краевед Роман Акбаш сказал, что почти у всех его друзей из Запорожья дети больны заболеваниями, которые вызывает экология. В вашем окружении тоже видна эта проблема?

- Согласно официальной статистике - Запорожье в лидерах по смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и онкологии. Да, среди моих знакомых много родителей с детьми-аллергиками. У меня именно в Запорожье начались проблемы с щитовидкой, я пью гормональные таблетки. Были высыпания на коже и врач посоветовал переехать в другой регион. У меня есть много знакомых, которые уехали из Запорожья и у них детей значительно уменьшилось проявление симптомов астмы и аллергии.

- Запорожцы долгое время ждали, когда в городе заработает мобильная эколаборатория. И вот она начала действовать. Мы не зря все ее ждали? Есть результаты?


- Мне кажется, все возлагают на нее надежды, что вот появилась лаборатория и воздух сразу станет чище. Это инструмент. И он работает. Делает замеры. Вопрос в другом. Все зависит от желания местной власти пользоваться этой информацией. Очень часто читаю такое мнение - “слишком много было шума и что в итоге?” Ребята, лаборатория - это инструмент для получения оперативной информации о загрязнении воздуха. Но для нас, активистов - это еще способ коммуникации. Заводам-загрязнителям - сигнал того, что мы можем добиваться своих целей. Жителям, которые вовлекаются в процесс мониторинга - актуальность проблемы и результат маленькой истории успеха. Причем, эколаборатория измеряет загрязненность не только воздуха, но и грунта, воды, радиационный фон. Люди могут этим пользоваться. Она выполняет свою функцию и дальше будет мониторить воздух.

- Вы как активист, наверное, со многими представителями заводов-загрязнителей общаетесь?

- Да.

- С каким предприятием общаться сложнее всего? Кто вообще не идет на контакт?


- Во время выборов нам удалось пообщаться со всеми. И конечно, они всегда идут на контакт с общественностью и стремятся показать, как у них все хорошо и экологично работает. “Приезжайте, мы вам покажем, какие у нас красивые цветочки на территории растут”. Это все чудесно, но все мы видим клубы дыма из ваших труб. Встречаться с директором завода и собственником - это разные вещи. Притом, что некоторые директора заводов показывали нам разработки по переносу производства за пределы Запорожья. Кто то ведет эту коммуникацию дальше сейчас? Боюсь, что нет...

Кого ни спросишь в цеху - всем “болит” грязный воздух и плохая экология в городе. Собственники не живут в Запорожье, не гуляют в этих парках, не дышат этим воздухом, здесь не живут их родители. Они используют город, как ресурс и мы с ними вряд ли выпьем кофе. Достучаться можно только жесткими мерами - законами, которые обяжут проводить мониторинг на трубе и модернизацию производства.

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы в Запорожье улучшилась экология?


- Завтра позвонить своим коллегам по политическим партиям и спросить почему они не голосовали за экологические законы в парламенте на прошлой неделе? Название партий называть не буду, известно, кто не голосовал за Закон № 4167 “Про промышленное загрязнение”. Это самое главное. Мы ничего не сможем сделать на местах, пока не изменятся правила игры для загрязнителей. Увы. Но, чем активнее мы будем на местах, писать петиции, ходить на митинги, не голосовать за депутатов-содержанок промышленных предприятий - чем громче будет голос жителей промышленных городов, тем больше будет давления за принятие нужных, как воздух, экологических законов.

Во-вторых должна быть более жесткая коммуникация власти и заводов. Раз в пять лет мэр вызывает представителей заводов на разговор и этим все заканчивается. Нужно их обязать разработать план, программу модернизации с целью уменьшения выбросов. Нужны не только концерты и детские площадки малинового цвета, а реальные целевые программы, которые будут оказывать помощь и поддержку здоровью детей, которые здесь растут.

В третьих, необходимы благоприятные условия для работы мелкого и среднего бизнеса, нам нужны новые, экологичные градообразующие предприятия... Не потому, что заводы надо закрыть, а потому что город Запорожье, если мы говорим о будущем, должен предложить людям что-то абсолютно иное, чем пляж с синим шифером, изувеченное здоровье возле мартена и пивасик по выходным. Я люблю этот город, но давайте перестанем его любить по-принципу “и так сойдет”.

Алена Голота
22 июль 2021 /
Похожие новости

«И снова здравствуйте!» Владимир Буряк побеждает в первом туре – экзит-пол

Действующий мэр Запорожья набрал достаточное количество голосов для того, чтобы быть избранным на второй срок. Об этом свидетельствуют результаты экзит-пола телеканала Z, проведенного в городе.

Примазались к Зе: В Запорожской области кандидаты в нардепы маскируются под выдвиженцев от партии Зеленского

Пользуясь высокими рейтингами президентской партии, некоторые самовыдвиженцы упоминают эту партию в своем послужном списке. Об этом на своей странице в социальной сети написал кандидат в нардепы от

От партии Порошенко в парламент будет баллотироваться запорожский экс-депутат «Партии регионов»

Партия Петра Порошенко «Европейская солидарность» в минувший четверг представила первые 50 кандидатов в списке на досрочных выборах в парламент.

Владислав Николаев: Общество настолько разочаровано нынешними политическими силами, что обязательно покажет фигу на выборах

Политолог Владислав Николаев – частый гость на страницах НД. Потому что у нас вообще часто мелькают политологи и политтехнологи. Особенно накануне выборов.

Руслан Шиханов: Запорожье – бастион «регионалов»

Политический аналитик, кандидат исторических наук может проводить параллели с прошлыми событиями и дать, наконец, ответ на вопрос – почему у Запорожья нет своей сплоченной политической и