Приоткрываем палочками завесу экзотичности: что меня восхитило в Китае

«За чем ты будешь грустить в Украине, когда уедешь из Китая? Наверное, по Таобао?», - спрашивает моя коллега Шери (она, как и многие китайцы, имеет неофициальное «западное» имя). Taobao - это огромная онлайн-площадка, на которой можно заказать, что угодно - от еды до одежды - и получить это на следующий день. Конечно, рынок электронной коммерции в Поднебесной поражает своим сервисом и оборотами, но не только этим может похвастаться КНР.



Дороги и транспорт

О, эти благословенные китайские автобаны, которые, наверное, могут составить конкуренцию даже немецким! Китай инвестирует огромные средства в развитие транспортной инфраструктуры, строя гигантские развязки и хайвеи на 4 полосы в одну сторону (вполне возможно, что делается это с учетом прогноза увеличения количества автомобилей в будущем). Такие дороги платные, и довольно дорогие, но практически везде есть альтернативные бесплатные дороги.

Качественное покрытие прокладывают даже высоко в горах, а если сможете найти промежутки, где его не будет - присмотритесь, возможно, за пару километров увидите технику, которая насыпает гравий под будущее полотно. Китайцы любят пробивать тоннели через горы (5-7 километровый тоннель - не редкость, и правда, зачем вкладываться в серпантины?). А сеть скоростных поездов, покрывающие 1200 км за 6-7 ч, строят в странах Африки и Азии и даже пытаются выйти на американский рынок. Правда, в отличие от КНР, где земля под автобаны выбирается или выкупается за копейки единым росчерком пера чиновников, в США такой номер не проходит, а это существенно удорожает стоимость проектов.

Практически в каждой провинциальной столице есть метро, которое сводится просто с невероятными скоростями - в Гуанчжоу с 1997 года открыли 170 (!!!) станций на 9 линиях! Новые вагоны с кондиционерами, объявления на китайском и английском, для людей с особыми потребностями есть лифты и эскалаторы прямо с улицы. Правда, закрывается оно в 11 вечера, но ночью можно воспользоваться ночными автобусами.

В отличие от киевских маршрутчиков, водители китайского общественного транспорта не гонятся друг перед другом, пытаясь подобрать как можно больше пассажиров, и останавливаются только на остановках, на каждой из которых указан маршрут (только китайской), график работы и тому подобное.

Китайская предприимчивость

Китайцы - прирожденные бизнесмены. И речь идет даже не о торговцах «купи-продай», но и о «рядовых гражданах». Китайцы, у кого есть какой-никакой талант к чему-то, сидят на стульчиках на улице возле дома и предлагают то подшить что-то, или обувь и молнии починить, на портативных «кухнях на колесиках» готовят еду и тут же продают.

О деловой активности свидетельствуют и магазинчики, открывающиеся то тут, то там. К примеру, если я не бывала на соседней китайской торговой улице недели две, то впоследствии замечала, как на экскурсии: «О, здесь парикмахерскую открыли. На этом месте вместо овощной лавки - магазин одежды. А там, на втором этаже - новый массажный салон». Все меняется и развивается очень быстро - люди пробуют разные способы заработка. Китайцы быстро учатся и беззастенчиво копируют Запад (добавляя китайские штуки), но, по-моему, берут оттуда лучше. Кроме того, китайцы очень терпеливы: если есть мотивация сделать что-то или изучить то - сидят до последнего, пока не сделают.

Чистые улицы

Нет, не потому, что китайцы не мусорят, а потому, что за ними убирают. Местные - еще те любители «насвинячить» и бросать мусор, где придется, независимо от наличия урн за 2 метра, но армия уборщиков делает свою работу.

В современных жилых комплексах (которых все больше), есть бассейны и тренажерные залы, там регулярно моют тротуары и улицы, ухаживают за деревьями, в том числе и белят стволы пальм (привет, совок!), поливают газоны. Еще одна вещь, от которой я просто в восторге: роскошные парки в городах - с озерами, мостами, аллеями, пандусами для инвалидов. Общественные туалеты не редкость, и они бесплатные (как в торговых центрах, так и просто на улицах), причем их регулярно убирают. Конечно, в провинции все гораздо хуже, но в городах все очень модернизировано.

А какие замечательные здесь музеи, зоопарки и национальные парки: скажем, тот же Аватаривский заповедник или Великая китайская стена!

Досуг пожилых людей



В отличие от украинцев, которые готовятся умирать сразу после выхода на пенсию и постоянно жалуются на здоровье, мол, силы не те, китайцы в пожилом возрасте и гимнастикой утром занимаются на улицах или в парках, и танцуют, и в бадминтон играют.

И если в Киеве похожие открытые собрания старшего поколения проводятся только в Гидропарке и на метро «Театральная», то здесь это можно увидеть чуть ли не на каждом более-менее просторном месте. Бабушки носят с собой портативные колонки (с традиционной китайской музыкой, конечно), ставят на скамейке и начинают выполнять упражнения.

E-commerce

Несмотря на то, что интернет в Поднебесной появился сравнительно недавно, китайцы на полную пользуются современными мобильными технологиями. Им не нужно ходить по магазинам - в интернете на сайтах Taobao или JD можно приобрести абсолютно все продукты питания, технику, одежду, обувь, домашняя утварь, и это обычно значительно дешевле, чем офлайн. Правда, есть и определенные риски, скажем, пришлют некачественный, употребляемый товар или иного размера. В этом случае в чате контактируют со службой поддержки, и, если лажа продавца, меняют за его счет.

В течение 7 дней товар можно вернуть, но придется раскошелиться на курьерскую службу, а это, в зависимости от веса и компании, 15-25 юаней за килограмм. Доставку осуществляют, как правило, на следующий день (это зависит от того, как далеко находится компания-продавец). Об оборотах рынка свидетельствуют перевозчики постоянно на велосипедах или мототачанках развозят заказы по городу - в каждом тележке куча картонных коробок.

Онлайн-платежи

Китайцам не нужно носить с собой деньги - у них есть Wechat, который выполняет роль месседжера, социальной сети и платежного инструмента в одном мобильном приложении. Нужно переслать кому-то деньги, купить билеты, заплатить в ресторане или супермаркете - Wechat в помощь. Почти в каждой забегаловке висит QR-code, просканировав который, можно заплатить за еду. Это нереально удобно.

В Китае сравнительно легко найти работу иностранцам

Как правило, экспаты работают в бизнесе и международной торговле, развлекательной индустрии, преподавательской сфере (из-за огромного спроса на учителей английского для детей работу могут найти даже люди с уровнем знания английского ниже среднего). Для носителей языка вообще все дороги открыты: уборщик из Австралии может легко стать уважаемым преподавателем в Китае.

Большинство иностранцев из СНГ находятся в КНР по бизнес-визам (тип М с коридором 30-60 дней), которые в действительности не дают права работать на китайские компании и получать там зарплату, ведь для этого есть рабочие Z. Впрочем, это никого не останавливает, годовые мультивизы «для бизнеса» получаются сравнительно легко за $ 300-400, а у работодателей, не хотят заморачиваться с официальным трудоустройством, как правило, давно налаженные связи в местной полиции (да-да, местная коррупция процветает!).

Еда



Никогда бы не подумала, что напишу это (еда никогда не была приоритетом), но да - мне действительно нравится, как китайцы готовят. К примеру, вкус местной яичницы с помидорами я так и не смогла повторить дома, а баклажаны, тушеные в соусе, просто тают во рту - это вообще что-то божественное.

Из минусов - злоупотребление глутаматом натрия и количеством масла. Китай - точно не место для вегетарианцев, поскольку здесь мясо (в основном, свинину) добавляют везде, даже в овощные блюда. Кроме этого, китайцы постоянно носят с собой термос или бутылку с теплой водой, потому что верят, что теплая вода улучшает пищеварение. Не знаю, правда это или нет, но, по-моему, абсолютно здоровая и правильная привычка, и обезвоживания организма в таком случае точно не грозит.

Безопасность

В Китае низкий уровень преступности: или конфуцианство повлияло, или телетрансляции смертного приговора местных преступников. Несмотря на предостережения о карманниках в транспорте я не знаю ни одного человека, который пожаловался бы на кражи. Для КНР типичная ситуация, когда вещи, забытые в кафе, находятся на месте, даже больше: курьеры по доставке спокойно оставляют остальные товары на улице, перед дверью офиса, хотя украсть что-то втихаря с тележки - раз плюнуть. Но раз они не боятся убытков, значит, безопасно.

Мирослава Заец
21 январь 2018 /
Похожие новости

Дмитрий Пархоменко: Водители маршруток убирали наши переносные «фишки» и заезжали на свежий асфальт, чтобы выгрузить пассажиров

Директор КП «ЭЛУАД» - это тот человек, которого вспоминают запорожские автомобилисты, когда встречают на дороге яму. Ведь именно это коммунальное предприятие занимается ремонтом городских дорог и

Украинские дороги могут генерировать доход только в случае наличия платных автобанов – эксперт

По словам экономического эксперта Андрея Вигиринского, наступивший год сложно назвать годом экономического прорыва и это видно на примере строительства дорог.

Геннадий Наумов: У нас все привыкли, что бюджет и коммунальные предприятия – это дойная корова

Почему бы депутату, который был высокооплачиваемым менеджером, не сосредоточиться на бизнесе? Зачем ему политика? На эти коварные вопросы Геннадий Наумов искал ответы в интервью «Новому Дню».

Почему в Европе хорошие дороги?

Экономист Владимир Рогач о том, из чего должны состоять тактические цели при экономической реформе в Украине. 

Украинские туристы вкладывают деньги в чужие дороги

Общественный деятель Уриэль Штерн о том, что у украинцев наблюдается полная апатия к общественной жизни.

Наша страна прекрасна

Журналист Роман Цимбалюк о том, что украинцы живут хорошо, но не замечают этого.