Почему в Европе хорошие дороги?
Обычно любая реформа чиновничьим миром, да и не только, воспринимается как кардинальное перемещение столов и кабинетов, увольнением части «мертвых» душ с последующим неизбежным расширением штатного расписания. Если реформаторы совсем уж круто берут, то они ликвидируют даже целые ведомства и министерства, не самые, кстати, ненужные. И тут же создают что-то новое по названию, но со старыми функциями. Пока все отладится, переделают таблички и переставят столы, глядишь, новые реформаторы уже рукава засучивают, а старых след простыл…
На самом деле реформирование экономики - довольно простой процесс. Потому, что уже не надо изобретать велосипед, не надо иметь гениальных экономистов или призывать варягов со всего мира. Для этого надо понимать стратегическую цель реформ и ставить правильные промежуточные тактические цели, а дальше просто использовать весь, уже ранее накопленный опыт развития мировой экономики.
Вот маленький пример, из чего должны состоять тактические цели при экономической реформе в Украине.
Порядок формирования бюджета страны, столицы, областного центра, районного центра, любого населенного пункта, казалось бы, простая и малоинтересная процедура для широкого круга. Если не одно «но»! Этот порядок коренным образом влияет на качество жизни людей.
Я уже много лет живу в маленьком испанском городочке, где по прописке числится всего на всего 35 000 человек. Бюджет местной мэрии имеет определенные статьи расходов, размер отчислений в которые очень жестко привязан к нормативам, величина которых находится в большой зависимости от численности проживающего в городе населения.
От количества человек зависит и размер поликлиники, и качественно-количественный состав в ней врачей, и интенсивность уборки улиц от мусора, и ремонт дорог, и количество школ и т.д. и т.д…
Ничего экстраординарного и необычного в этом нет. Но дальше начинается самое интересное.
Наполнение статей бюджета нашей мэрии - реальное, физическое происходит за счет средств, которые горожане, туристы, предприниматели, все физические и юридические лица платят в любых местных отделениях банков и других финансовых учреждениях, не взирая на назначение платежей.
Бюджет наполняется реальными деньгами по нормативам, которые повторюсь, рассчитаны от общего количества проживающих, конечно с учетом целого ряда коррелирующих показателей (например: демографической структуры населения, территориальной зональности населенного пункта и т.п.) Как только все статьи местного (самого нижнего уровня) бюджета оказываются наполненными, начинается перелив денежных средств в статьи другого бюджета – Таррагонской провинции. Размер которых тоже определен жесткими нормативами. И для которых основополагающее, это также количество проживающего населения. По завершению наполнения провинциального бюджета средства уходят в Барселону на наполнения статей автономии Каталония. Как только наполнится бюджет Каталонии, средства переливаются и уходят в центральный бюджет страны в Мадрид.
Такой децентрализованный порядок наполнения в существенной степени позволяет в итоге создавать великолепные инфраструктурные условия для проживания в любом населенном пункте по всей стране.
Местная власть никогда не может спрятаться за пресловутым аргументом: «У нас нет денег! Нам не выделили деньги».
Размер финансирования понятен и ребенку - по нормативам. Механизм наполнения логичен, понятен и прозрачен. Этим во многом пресечены раз и навсегда какие-либо коррупционные схемы при формировании бюджета, любые схемы откатов и т.п.
Конечно просто только нормативами сыт не будешь. Поэтому местный бюджет имеет множество маленьких доходных ручейков, которые постепенно стекаются в полноводную для нашего городка реку. Нас мало интересует, какой по сути вид платежа должен уходить в центральный бюджет, а какой оставаться в городе. Нас интересует только то, чтобы на улицах не было бы ям, были чистыми ливневые стоки, горели фонари, убирался мусор… Сегодня практически в любой стране мира на это хватает средств и для маленького поселка, и для мегаполиса, потому что почти на всем земном шаре действует единый порядок приоритета местного бюджета.
Красивейший город Киев, по бюджетной сути сидит только на одном источнике формирования бюджета – на подоходном налоге. Причем вопреки логике, это очень слабо привязано по нормативной базе к количеству проживающего на территории населения, к его нуждам, к особенности города-столицы.
Вдобавок, можно отметить, что доля налога, который остается в городе все время уменьшается в относительном, да и абсолютном выражении. Сейчас для нужд города остается всего 40% собираемого подоходного налога. А как же чисто городские доходы в виде налога на недвижимость, амортизация на городские коммунальные сети, сотни других городских платежей, за парковку, за музеи, за рекламу… Нет. Табу. Это все централизовано… Это все потом надо выпрашивать, выбивать и быстро разворовывать в мутной воде.
25 лет прошло с того времени, как рухнула система централизованного планового распределения ресурсов. А маленький рудимент системы, как заноза остался. Механизм формирования бюджетов всех уровней остался с чисто советским подходом. Находясь вдали от Украины, как «из погреба», вижу некоторые вопиющие несоответствия. Вот это и подлежит реформированию в первую очередь… По плачевному состоянию инфраструктуры во всех без исключения украинских городах и селах, можно смело сказать, что неправильной дорогой идете товарищи… все вспять… против мирового течения, против логики и целесообразности, против здравого смысла.
"Обозреватель".