Виктор Остапенко: ПриватБанк всегда на страже сохранения финансовой и коммерческой тайны

Виктор Остапенко: ПриватБанк всегда на страже сохранения финансовой и коммерческой тайныДиректор Запорожского филиала ПриватБанка Виктор Остапенко рассказал, как на работе этой финансовой структуры отразился переход в госсобственность, и в какой мере экономическая ситуация и девальвация гривны повлияли на динамику кредитования запорожцев и размещения депозитов. Несмотря на пессимистические прогнозы экспертов, оказалось, что банкир видит свет в конце «финансового туннеля» и настроен позитивно.

- Расскажите, как на работе банка отразился переход в госсобственность? Был ли отток клиентов?

- Говорить о том, что оттока клиентов не было – было бы неправильно и нечестно. Мы считаем, что процесс национализации прошел для клиентов достаточно спокойно. Основная задача, которая была поставлена перед банком – удержать клиентскую базу. Шла скрупулезная, разъяснительная работа с каждым клиентом, независимо от объема средств, которые он размещал в банке.

Это привело к тому, что клиентскую базу корпоративных клиентов мы смогли прирастить на 2%. Учитывая ситуацию, в которой мы оказались – это неплохие цифры. Что касается физических лиц, то даже в тот период декабря-января, когда происходил переход в госсобственность, около 2 тысяч человек доверили нам свои сбережения. Несмотря на всю ту ситуацию, которая сложилась вокруг банка.

Относительно структуры банка и перспектив его развития – ничего не изменилось. Не был сокращен или уволен ни один сотрудник. Мы не закрыли ни одного отделения. Более того, еще до января было принято решение о поднятии зарплат сотрудникам на 20%, и национализация на это никак не повлияла.

- Были ли какие-нибудь кадровые перестановки?

- Есть плановые ротации, когда люди принимали решение о переезде или смене работы до изменения формы собственности банка. Каких-то больших изменений в кадровом составе мы не ощутили. Могу вам сказать, что по итогам квартала у нас текучесть составляет порядка 4%.

- Какую вы наблюдаете динамику роста кредитования и размещения депозитов в Запорожской области за последние несколько лет?

- Мы не видим за последнее время какой-то тенденции снижения кредитного портфеля. Сегодня нашими кредитными картами пользуются более 200 тысяч клиентов, на которых использовано около 1,1 миллиарда гривен кредитного лимита.

- В Запорожской области?

- Да. Это активный кредитный портфель. Сегодня ставим себе задачу повысить этот показатель на 300-350 миллионов. Предлагаем своим клиентам - частным предпринимателям - программу «Куб», физическим лицам - возможность оплачивать покупку частями, без переплат. Став государственным, банк получил возможность участвовать в программе «Теплые кредиты», направленной на содействие людям в утеплении домов и квартир. В ее рамках государство и местный бюджет компенсируют часть затрат на утепление.

- Какое соотношение гривневых и валютных депозитов сейчас у запорожцев? Наверное, большая часть – в национальной валюте?

- Конечно. Гривневых – порядка 70%. Валютных вкладов сейчас не так много. Более того, банк не ставит в приоритет работу с валютными вкладами, потому что это дорогостоящий ресурс, который мы должны вкладывать в определенные операции. Кредитование в валюте у нас не разрешено. А переводить доллар в гривну и обратно – могут быть курсовые риски. А мы, в основном, сейчас работаем со средствами физических лиц.

- А после девальвации качнулась ситуация в пользу гривневых депозитов?

- Да. Прирост идет за счет гривневых вкладов.

- Недавно глава НБУ Валерия Гонтарева подала в отставку. Вам, как банкиру, кого бы хотелось видеть во главе банка-регулятора? Какими качествами должен обладать этот человек, и какие поступки должен совершать на этой должности?

- Ну, фамилию я называть не буду (Улыбается). Есть определенные качества, которыми должен обладать руководитель – стратегическое мышление, планирование, высокий уровень компетенции, харизма и высокие моральные устои.

Виктор Остапенко: ПриватБанк всегда на страже сохранения финансовой и коммерческой тайны


- А как вы думаете, какой должна быть политика руководителя Нацбанка? Многие банкиры критикуют НБУ за слишком жесткую линию поведения.

- Есть много документов, которые регламентируют работу Национального банка. Уверен, что первоочередная задача руководителя НБУ – четкое исполнение тех нормативных документов, которые существуют. Считаю, что выполнение этих нормативов не привело бы к тому, что в течении последних трех лет мы потеряли на финансовом рынке более 80 банков.

- Когда произошел переход ПриватБанка в госсобственность, у многих украинцев началась паника, что теперь государство будет отслеживать их доходы, вопреки банковской тайне, и это повлечет за собой какие-нибудь налоговые последствия. Это правда? Государство отслеживает движение средств на счетах физических лиц?

- (Улыбается). Этот вопрос мне начали задавать еще в декабре. И я отвечал вопросом на вопрос. А что, мы стали первым государственным банком в стране? Такие вопросы по отношению к ранее сформированным государственным банкам задают? Нет. Откуда мысль, что ПриватБанк будет подвержен какому-то давлению или еще каким-то действиям, которые нарушают закон о банковской тайне?

Конечно же, нет. Мы работаем с другими банками в одинаковом правовом поле. В законе «О банках и банковской деятельности» требования по отношению к государственным и коммерческим структурам одинаковые. Я вам больше скажу, банк всегда находился на страже сохранения финансовой и коммерческой тайны. У нас есть процедура тестирования на полиграфе и один из обязательных вопросов – «разглашали ли вы банковскую тайну?». Потому что мы понимаем – это приводит к огромным финансовым и имиджевым рискам.

Можем с вами поэкспериментировать – сейчас могу зайти в нашу систему на профиль какого-нибудь клиента. У меня, есть закрепленная группа клиентов. Зайдя в профиль незакрепленного за мной клиента, у меня могут спросить, зачем я интересовался данным клиентом, к которому не имею отношения. Политика банка была такой всегда. С сотрудниками, которые нарушают эти требования, мы расторгаем трудовой договор.

- У нас в Запорожье есть два местных банка – «Индустриалбанк» и «Мотор-Банк»…

- … и «Метабанк». Это бывший «Металлург».

- Значит, три. Вы чувствуете конкуренцию со стороны местных запорожских банков? Они «дышат вам в затылок»?

- Конкуренция есть, и мы это ощущаем. Считаю, что мы находим точки соприкосновения. Например, мы выиграли конкурс в Запорожье на размещение свободных средств бюджетных организаций, а также в некоторых городах областного значения, районах области. Всего мы разместили более 600 миллионов гривен. У нас есть конкурентные преимущества, которые не могут дать местные банки. Мы позиционируем себя как инновационный банк, который очень много средств потратил на продвижение IT-технологий.

- Банк намерен развивать Приват 24?

- Разумеется. Одно из наших новшеств – социальный кабинет. В нем клиент может просчитать свою будущую пенсию уже сегодня, а льготные категории населения региона - пенсионеры и получатели субсидий и социальных выплат - узнать информацию о перерасчете выплат, рассчитать размер субсидии, оформить заявление на выплату пенсии или социальной помощи.

Много вопросов задают, чья программа Приват24. Это программа ПриватБанка, она ему принадлежит. Поэтому, не существует угрозы, что кто-то нажмет на кнопку и эта система отключится.
Виктор Остапенко: ПриватБанк всегда на страже сохранения финансовой и коммерческой тайны




- В социальных сетях постоянно встречаются жалобы, о том что вашим клиентам звонили мошенники от имени сотрудников ПриватБанка и пытались выманить деньги. Эта проблема прогрессирует?

- Почему складывается такое впечатление, что мошенничество происходит часто? Потому что очень большое количество карт и клиентов. Да, мошенники есть. Но по сравнению с прошлым годом количество обращений по факту мошенничества снизилось наполовину. Преступники представляются сотрудниками банка для того, чтобы получить конфиденциальную информацию – номер телефона, последние цифры карточки, секретный код на карточке. Для того, чтобы получить доступ к вашему кабинету на Приват24, получить доступ к счетам.

Номер карты, пин-код и CVV-код (три цифры на обратной стороне карты, - авт) – это данные, которые никому и ни при каких условиях говорить нельзя. Никогда! Сотрудники банка с такими вопросами не обращаются. Вот как только прозвучит просьба «а назовите цифры» - знайте, что это не сотрудник банка.

Есть процедура возмещения ущерба. В случае, если мошенники завладели деньгами клиента, потому что каким-то образом добыли эти данные сами или была хакерская атака, а сам клиент никому не передавал информацию – банк возмещает ущерб.

- Вы сказали, что уменьшилось количество мошеннических действий в два раза. А с чем это связано? У людей закончились деньги, которые можно воровать?

- Нет, думаю, это связано с тем, что мошенники тоже понимают – банк предпринимает серьезные шаги по их поиску. У нас достаточно много случаев, когда по нашим материалам полиция их задерживает. К тому же, у нас есть система финансового мониторинга в банке, которая отсекает подозрительные транзакции. С начала года мы остановили около 4 тысяч сомнительных операций на общую сумму 24 миллиона гривен.

- Насколько мне известно, вы окончили Днепропетровский металлургический институт. А как вы попали в банковскую сферу?

- У меня экономическое образование, которое я получил в техническом вузе (Улыбается). Окончил экономический факультет металлургического института. Так получилось, что когда образовался ПриватБанк в 1992 году, в нем работали многие мои друзья и знакомые. И я тоже приобщился к этой команде.

- Получается, что вы наблюдали за становлением украинской банковской системы с самого ее начала. Какие ваши ощущения – ждет Украину свет в конце «финансового туннеля»?

- Конечно, ждет. И с учетом той политики, которую ведут банки по снижению процентных ставок по депозитам и, соответственно, кредитам, - это в будущем снизит давление на бизнес. Например, что касается лизинга оборудования, транспорта, спецтехники - сегодня у нас процентная ставка 20-22%, а не 29%, как было раньше. И тенденция такая, что процентные ставки и дальше будут снижаться. Это признак того, что мы идем в правильном направлении и свет в конце туннеля есть.

Алена Голота
23 апрель 2017 /
Похожие новости

Приватбанк: Все работает стабильно

Сегодня, 20 декабря, отделения, банкоматы и сервисы Приватбанка работают в стабильном режиме. Об этом сообщила пресс-служба банка.

«Бедный? Отойди от банка!» Наличие депозита будут учитывать при начислении субсидии

Учет депозитов при предоставлении субсидии не просто может привести к оттоку средств из банковской системы, а ударит по наименее незащищенным гражданам.

Топ-3 самых надежных украинских банков — эксперт

Национальный банк Украины отнес «Приватбанк», «Ощадбанк», и «Укрэксимбанк» к системным, поэтому украинцам не стоит опасаться их банкротства.

У Мотор-Банка - отток депозитов

В третьем квартале 2015 динамика оттока депозитов физических лиц из банковской системы замедлилась.

Нести ли деньги под депозит?

Прошедший год для банковской системы Украины был очень тяжелым. Многие банки обанкротились или иным образом потеряли свои активы. Аннексия Крыма и война посеяла панику среди украинцев. Поэтому все
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.