Владыка Лука: Я благодарен Анисимову

Владыка Лука: Я благодарен Анисимову

В интервью «Новому Дню» архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука рассказал, почему не отрекается от своих слов поддержки в адрес «смотрящего» и почему католики, протестанты и православные не могут объединиться.

К Архиепископу «Новый День» пришел вовремя - 23 декабря исполнилось ровно четыре года с тех пор, как он возглавил местную епархию.

- С какими трудностями за четыре года Вы столкнулись на этом посту и какими своими достижениями гордитесь?

- Гордиться — это грех. То, что сделано по воле Божьей — в первую очередь, сделано стараниями духовенства и прихожан Запорожской епархии. Трудность в том, чтобы найти слова, которые помогли бы людям объединиться. Как объединить неверующих людей, или сомневающихся — вот в этом трудность. А в остальном... Трудно ли работать? Всегда трудно. Любая работа требует усилий. Перечислить проблемы затрудняюсь — главное, что Господь нас не оставляет.

Что сделано за четыре года? Наверное, самое яркое — акция «Любовь милосердствует», благодаря которой оказывается помощь больным детям. Идея проекта была высказана еще в 2010 году, когда я был управляющим Конотопской епархии. Существует множество других проектов. Например, мы поддерживаем военный госпиталь. Наши прихожане стараются помогать военным. Конечно, мы не можем собрать десять миллионов, как Вакарчук, но наши люди молятся. Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Онуфрий объявил это начинание общецерковным проектом, поэтому приезжали к нам строительные бригады из Волыни, из Закарпатья, из Киева. Конечно, хотелось бы, чтобы вообще не было войны и не нужны были госпитали, но пока есть зло в людях — это невозможно.

Никто не думает над тем, что будет дальше. Я вижу эту задачу перед Церковью. Обращался к представителям других религиозных объединений, чтобы вместе подумать — что мы можем сделать для того, чтобы не было такой резкой поляризации общества. Нас пытаются поделить на своих и чужих. Не понимая, что Церковь смотрит в самую глубину человека, в его бессмертную душу. А она не имеет даже гендерных признаков, а не то что бы национальных и тем более партийных. Свои для нас - Бог, ангелы и святые. Чужие - дьявол, бесы, страсти и грехи. Мы воевали, и будем воевать на стороне своих с чужими. Воюем мы не за национальные или политические интересы у нас своя война, и она куда серьезнее чем любая другая.

А поле битвы по Достоевскому – «сердце человека». Мы воюем за души людей. Всех тех, кто живет в нашей стране, кто является нашей паствой. Вот где наш фронт. Этого никак не могут понять некоторые политики и журналисты.
Хотелось бы, чтобы больше храмов строилось.

- Вы ведь родом из Донецка?

- Да.

- Как Вы лично воспринимаете те военные события, которые проходят сейчас на территории Донбасса?

- То, что происходит на территории Донбасса это моя сугубая боль, как гражданина и как архиерея. Там у меня живет родной брат и его жена. Маму я забрал к себе жить. Родственники созваниваются каждый день и мне больно это слышать.

Эта война — пример безумия, проявление человеконенавистничества. За внешними кулисами военных действий стоят силы, которые если можно так сказать, кукловодят всем этим трагическим театром, где льется кровь и ломаются человеческие судьбы. Говорят — это воля народа. Да, человек по своей натуре добрый, но в нем очень легко разжечь страсти. Многие из наших соотечественников стали жертвами пропаганды, поддавшись навязчивому внушению этих подстрекателей.

А как архиерей я вместе со всей Церковью переживаю эту боль своего народа. Для православия каждый украинец, не зависимо от его политической и этнической принадлежности, наши духовные родственники. Мы не делим наш народ на своих и чужих. Мы молимся за всех и каждого, желая того же что и Христос, возрастания в любви, а не в ненависти, призывая на нашу землю мир, а не разжигая войну. Мы придерживаемся той позиции, которая говорит каждой из воюющих сторон. Убийство – смертный грех. Остановитесь, задумайтесь о своей вечной участи. Мы не животные, у нас есть язык, с помощью которого мы можем выражать свою позицию. Любая война всегда заканчивается миром. И я молюсь, что бы язык оружия сменился на язык дипломатии.

- Кого Вы имеете в виду под «кукловодами» и «подстрекателями»? Украинскую власть или Путина?

- Я священник, а не политик. Давать политический анализ адекватности действий той, или другой стороны должны специалисты в этой области. Но я и патриот своей Родины. Я люблю свою страну, я люблю народ, которому Бог поставил меня служить в сане архиерея, и у меня сердце обливается кровью от всего того, что происходит на юго-востоке нашей страны. Как Православный иерарх я знаю, кто есть настоящий кукловод всех этих страшных событий. - Это дьявол и его слуги – бесы, которые никогда не делали и не сделают человеку добра. Только они может радоваться человеческому горю и страданиям. Пребывая в грехе человек, становится проводников демонических энергий, марионеткой в руках дьявола. И чем выше его должность, чем больше его статус, тем активнее бесы могу воплощать через него свой дьявольский замысел.

Я не обвиняю никого из людей в том зле, которое сейчас твориться на нашей земле, так как «Бог осуждает грех, но не грешника». Я призываю всех и каждого, с обеих сторон, особенно тех, кто имеет властные полномочия. Наполните свои сердца добром, остановите эту войну, прекратите убийства. Хочу вспомнить то, что говорил Ф.М. Достоевский «нет в мире такого интереса, который бы стоил одной слезинки младенца…».

Владыка Лука: Я благодарен Анисимову


- Вы часто общаетесь с простыми горожанами, которые приходят к Вам со своими личными проблемами?

- Да, в прошлом году у меня было более тысячи посетителей.

- Это люди, которые общались лично с Вами или с вашими помощниками?

- Те, которые были у меня в кабинете. Стараюсь максимально помогать, если есть возможность. Но я не сижу с 8-ми до 5-ти в кабинете. Должен служить, встречаться, выполнять свои обязанности архиерея, посещая другие приходы епархии.

- С какими социальными проблемами к Вам приходят люди? Вы недавно обратились к депутатам и банкирам с просьбой не выселять из-за непогашенных кредитов людей из квартир, потому что участились случаи самоубийств.

- Да, очень много стало самоубийств. Если в прошлом году — 200 случаев, то в этом году — намного больше. Причем, это только те случаи, которые становятся известны, когда к нам приходят родственники самоубийц и просят их отпеть. Так как священник не имеет права отпевать самоубийц без благословения на это архиерея. Наверное, реальные цифры намного больше. И на исповедях очень многие запорожцы рассказывают об унынии и депрессии. А ведь это — шаги на прямой путь к самоубийству.

Также приходят за помощью, если есть физические недуги и нужна операция. Просят молиться за них, поместить информацию на сайте.

- Как вы относитесь к тому, что в последнее время Папа Римский Франциск призывает к объединению христианский конфессий? Протестантов, православных и католиков?

- (Улыбается). Знаете, мы даже вот сегодня со священниками разговаривали — когда говорят об объединении — нужно показать пример. И какая должна быть основа этого объединения? Каждая из христианских конфессий имеет свою устоявшуюся христианскую мировоззренческую позицию, которая для них не подлежит видоизменению.

Допустим, пусть протестанты между собой объединятся — их же сколько сейчас деноминаций? Я так понимаю, что эти маленькие общности должны слиться в большую «каплю», а затем уже можно из больших «капель» пытаться создать одно «море». Но на это никто не пойдет.
Позиция, которую католики называют объединением, на самом деле правильно было бы назвать присоединением. То есть, откажитесь от своей веры, и присоединитесь к нашей. В этом плане папа Франциск не сказал ничего нового по сравнению со своими предшественниками. Розовая мечта иметь весь мир у своих ног, всегда была мечтой каждого папы.

Но если перефразировать эту мысль несколько иначе, я могу согласится с Папой Франциском в том, что нам, то есть, всем христианам, нужно объединяться, потому что у нас есть общий враг – грех. Каждая их христианских конфессий может, и должна, заявить этому миру, который уже забыл Бога, о том кто он, и зачем его создал Бог. Разврат, гедонизм, ненависть, гордость неверие, сегодня уничтожают души и католиков и православных и протестантов. Мы должны стать на пути этой смерти, и это есть та почва, тот фундамент, на котором мы можем и должны стоять плечом к плечу.

Я делал попытку такого единения в форме трапезы единомыслия на которую пригласил представителей всех конфессий. И мне тогда говорили: «Давайте вместе молиться и служить». А я ответил: «Единство молитвы это свидетельство единства веры. Мы по-разному верим в Бога, давайте не будем лукавить друг перед другом. А вот давайте лучше покажем истинность своей веры добрыми делами во славу Божию». Было 28 представителей религиозных направлений. Если бы они откликнулись на это предложение, то в нашем военном госпитале уже бы давно отремонтировали двадцать восемь палат. Хоть бы один откликнулся? А молиться давайте вместе... Получается так, молиться вместе мы хотим, а вот работать, почему то вместе нам лень. Вот вам и наглядное свидетельство веры «делами».

- За эти четыре года, Вы заметили что Ваша запорожская паства стала ближе к Богу, что стало меньше неверующих?

- Количество прихожан увеличилось. Да и по вопросам видно. Уже редко спрашивают «как поставить свечку», а спрашивают о чем-нибудь более важном. Например, недавно меня спросили о моем отношении к адронному коллайдеру. (Смеется).

- И какое у Вас отношение к адронному коллайдеру?

- Нормально отношусь. Уже разрабатывают суперколлайдер, который поможет ракрыть тайну создания Вселенной. Но мы знаем, что такого никогда не произойдет, потому что Бог открывает человеку ровно столько знаний, сколько он может осознать и понять.

- Вы очень хорошо отзывались об Евгении Анисимове. Называли его меценатом. Сейчас против него возбуждены уголовные дела. Вы не жалеете, что поддерживали Анисимова?

- Я свою точку зрения высказал еще в октябре 2013 года, когда его задержали. И я не отрекаюсь от своих слов. Я констатировал тот факт, что этот человек помогал Церкви. И он действительно ей помогал. Благодарен этому человеку за его помощь. Построен храм. Кто туда ходит? Там вход по пропускам? Или только для тех, кто поддерживает ту или иную партию? А сколько спасено детских жизней, благодаря оборудованию, которое приобретено на его средства. Я говорю о тех добрых делах, которые делал этот человек. На Хортице установили иконостас 17-века. Он ведь не у меня дома стоит, и не у него. Сколько людей прошло через Хортицу и видели этот иконостас?

Менять свою точку зрения в угоду изменившихся обстоятельств — это приспособленчество и ложь. Я не флюгер.

- В 2013 году на сессии горсовета Вы заявили, что Вас пытались отравить.

- Да, я основывался на той информации, которую имел. Да, ко мне приходили люди и рассказывали, что есть человек, который хочет меня отравить. Сейчас он меня грязью поливает везде. Всякие небылицы обо мне плетет.

- Этот человек — это кто?

- Ну, можно я не буду это имя называть? Из нашей среды (церковной, - ред). Он говорил — «я его отравлю, я вернусь». Мало того, приходил ко мне исповедоваться человек, который сказал, что ему этот человек предлагали деньги за то, чтобы он отравил Владыку Василия. Слава Богу, этих людей в Запорожье сейчас нет. Понимаю, что все эти поступки имеют греховное начало, но как верующий человек, я осуждаю грех, но не грешника. Молюсь о нем и прошу Бога, чтобы Он «привел его в разум истины». Все в руках Божьих, надеюсь, что милосердие Божие не минует его.

- Вы не смогли прочесть «Мастера и Маргариту» Булгакова. Почему?

- Да, не смог. Не знаю, почему. Мне очень нравится творчество Булгакова, несколько раз перечитывал «Собачье сердце». Не лежит душа. Тяжело было.

- Мое личное мнение - Воланд в этой книге вызывает сочувствие. По-моему, это не очень хорошо? Тем более, вероятно, и с точки зрения священнослужителя - тоже?

- Слышал такую точку зрения. Я не согласен, что это «Евангелие от дьявола». Во-первых, я читал по этой книге критику. И если задуматься — там, наоборот, богословски все выверено правильно. Ведь Булгаков был сыном священника. Но согласен, что, может быть у некоторых, Воланд местами может вызывать сострадание.

- В книге еще и Христос создает впечатление несчастного блаженного. А ведь по Библии у него был сильный характер и его называли «Лев Израиля».

- Нужно брать библейские темы и изучать их. Кроме того мы должны не забывать что роман Булгакова это художественное произведение а не Богословский трактат, и судить его нужно соответственно с жанром. Вполне возможно, что он в своем романе дает предостережение против доверия к современному ему атеизму.

На Христа, как на сумасшедшего проповедника, указывали все атеистические лекторы тех лет. Булгаков не имел возможности с ними спорить, но он написал «Мастера и Маргариту», где глаза научного атеизма были вставлены в глазницы Воланда, и оказалось, что атеизм – это как раз его взгляд на Христа.

Христос, имеющий безграничные возможности, пришел в оккупированную страну – не призывает к восстанию, смиряется до позорной смерти. Для неверующего – это слабость. В Священном Писании есть замечательные слова: «... сила Божия в немощи совершается...». Поэтому, для неверующего человека Христос кажется несчастным, но для верующего все наоборот.

- Могли бы Вы пожелать что-то хорошее читателям «Нового Дня» в преддверии Рождественских праздников?

- В этом году по-особенному звучат слова, которые пропели ангелы, когда родился Христос: «Слава в вышних Богу, и на земле мир в человецех благоволение!». Вот и мне бы хотелось, чтобы мы могли славить Бога, и не были марионетками в руках дьявола. А для этого необходимо стараться очищать свое сердце от всякой скверны, наполняя его добром. Поэтому на предстоящий, 2015 год, мне бы хотелось всем запорожцам и вашим читателям, всем нам пожелать Божьего благословения, милости Божьей, которые проявятся в мире и радости на нашей земле!

Алена Голота
29 декабрь 2014 /
Похожие новости

Ростислав Шурма: У нас нормальный диалог с властью

Гендиректор «Запорожстали» рассказал «Новому Дню», как предприятие живет в условиях войны и кто контролирует полигон техногенных отходов.

Тарас Белка: Можно и в подвале делать рейтинговую программу

24 декабря свои программы начнет транслировать онлайн новая телекомпания — Громадське ТВ Запорожье. Ее учредитель рассказал "Новому Дню", собирается ли он угрожать ремнем гостям в студии.

Ирина Лех: На выборах Син может набрать 40% голосов

Лидер запорожских общественных активистов рассказала «Новому Дню», каким образом Олег Ляшко оказался на скандальной сессии горсовета и с кем ведет переговоры действующий мэр.

Экс-мэр: Президент не принимал решения смещать Сина

Какие ошибки допустил Александр Син и есть ли в Киеве политическая воля устранить градоначальника от управления городом — рассказал экс-мэр Запорожья Александр Головко.

Голая правда

Любитель обнаженных натур, известный киевский фотохудожник Александр Ктиторчук рассказал "Новому Дню", почему не любит современное искусство, а вот баррикады – ему нравятся.
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.