Геннадий Фукс: Самый эффективный способ влияния на местную экологию и ЖКХ – внедрение европейского законодательства

Геннадий Фукс: Самый эффективный способ влияния на местную экологию и ЖКХ – внедрение европейского законодательства«Новый День» интервьюировал Геннадия Фукса почти год назад – тогда он был депутатом Запорожского горсовета от «Батькивщины» и критиковал местную систему ЖКХ. И вот в жизни политика произошли изменения – он перешел в облсовет, но по-прежнему недоволен местной системой управления жилищно-коммунальным хозяйством и состоянием экологии. Зачем Геннадий Фукс стал депутатом облсовета? Чем его не устраивал горсовет? И какие результаты дала проверка «Теплосетей» и «Водоканала» контрольной комиссией, которую он возглавлял?

- Почему вы решили перейти из горсовета в облсовет?

- Потому что, с моей точки зрения, в городе происходит монополизация власти коалицией заводов. Политика направлена на сохранение монополии в первую очередь в сфере ЖКХ. И мне не нравятся действия власти в земельной политике и по части экологии. Многие процессы управляются не горсоветом, и не в мэрии. И находиться в такой системе для меня принципиально неприемлемо.

- То есть, в облсовете более благоприятная атмосфера для работы и нет монополистов?

- Считаю, что там есть больше возможностей для решения вопросов, там нет однополярного мира.

В частности, значительно более широкие возможности влияния на процессы экологии и медицины. Плюс, существует возможность влияния на программу строительства мостов, социально-экономические субвенции, строительство полигонов, транспортные проблемы. И хотя я получил статус депутата областного совета, но я планирую мониторить ситуацию в горсовете всех решений и быть в курсе того, что происходит в городском управлении. Разница только в том, что я не буду нажимать в зале на кнопку.

- Вы сказали, что на новом месте легче будет решить вопросы экологии. Ну, вот двадцать лет решает эти вопросы облсовет, и до сих пор не решил. Вы считаете, что теперь что-то кардинально изменится?

- Глобально эти вопросы ведь зависят не только от ОГА и облсовета? Хотя, сейчас уже устаревшая система экомониторинга была сделана мной и Александром Старухом почти десять лет назад и она работает. Что позволяет местным предприятиям не выполнять взятые на себя обязательства по экологическим программам? Это позиция Министерства экологии и отсутствие реального законодательства, которое будет соответствовать европейским стандартам. Причем, главное – это не наличие законов, а их соблюдение. Потому что у нас многие законы не работают.

Сейчас предприятия работают напрямую с Минэкологии, и местная власть не видит те разрешения, которые заводам там выдаются. И никак не может повлиять на ситуацию и сделать прозрачным этот процесс. Сейчас какой-нибудь чиновник в министерстве выдает документы по нормативам еще советского времени.

На последней сессии областного совета наша фракция подала обращение, где был расписан пошаговый план изменений в соответствии с обязательствами, которые взяла Украина по приведению своего законодательства к европейскому уровню. Потому что сегодня депутаты приходят в экологическую инспекцию, а там разводят руками – у них нет права на внезапную проверку, а у облсовета нет реальных рычагов влияния на процесс выдачи разрешений на выбросы. Сегодня многие процессы проходят «из-под полы» в министерстве и мы не влияем на экологическую политику предприятий.

- Когда вы были депутатом горсовета, у вас была возможность лоббировать свой бизнес на территории Запорожья. Теперь, когда вы стали депутатов облсовета, вы можете это делать в масштабах области? Означает ли это, что теперь ваш бизнес расширится?

- Давайте говорить о фактах. Вы не можете привести ни одного примера, что мой бизнес изменился за время, когда я был депутатом в горсовете. Мне не только не улучшили условия ведения бизнеса, мне их ухудшили! (Улыбается).

- Каким образом ухудшили?

- Возникают всякие непонятные проверки, вокруг моей е-декларации определенный ажиотаж.

- И что, есть заказчик?

- Я не буду об этом говорить, потому что я просто этого не знаю. Тем не менее, думаю, бизнесу моему было бы намного спокойнее, если бы я не был депутатом. На самом деле, мне от этой власти просто ничего не нужно. Исполком реально не понимает и не делает бизнесклимат города комфортным, это местные налого по земле и недвижимости, не создан первичный рынок земли, малый и средний бизнес просто не пускают в сферу ЖКХ.

- В какой вы сейчас депутатской комиссии в облсовете?

- Я пока определяюсь с комиссией. Это может быть или бюджетная комиссия или по экологии.

- Мы с вами в последний раз встречались в октябре прошлого года и тогда вы раскритиковали систему ЖКХ, которая существует в Запорожье. Что-то изменилось с тех пор?

- Постепенно в эту систему приходят люди, которые более профессиональны, чем их предшественники. Да, власть сделала небольшой шаг вперед в плане подбора людей, но вся эта система совковая. Как показала практика за 25 лет независимости Украины, старая система не может измениться. Она может работать более или менее качественно. И если не изменить систему, то мы не перейдем на новый качественный уровень ЖКХ.

Государство приняло стратегию реформирования ЖКХ и соответствующий закон. Главный принцип развития экономики – это конкуренция. Закон №417 должны были выполнить еще год назад. Закон не выполнен, горисполком готовит новое решение – причем, в конкурсную комиссию не допустили ни одного депутата. По моей информации, к работе снова будут допущены свои компании, которые сегодня работают в коммунальной сфере. А значит, никакой конкуренции снова не будет. Они фактически не допускают малый и средний бизнес для обслуживания жилого фонда. И, соответственно, мы не можем получить реальные конкурентные тарифы и качественный сервис

- Вы были главой временной контрольной комиссии, которая проверяла деятельность концерна «Городские тепловые сети» и КП «Водоканал». Каковы результаты проверки? Нашли нарушения?

Геннадий Фукс: Самый эффективный способ влияния на местную экологию и ЖКХ – внедрение европейского законодательства


- 19 июня мы провели итоговое заседание комиссии, проголосовали за отчет и выводы по «Водоканалу» и «Теплосети». Подали проект решения на сайт горсовета, где сейчас его можно прочесть. Сегодня его вынесли на сессию. Депутаты внесли его в повестку дня, но не проголосовали за основу. Это означает, что автоматически комиссия продолжает работать до августовской сессии. Пока сессия не примет этот отчет, я, к сожалению, не могу публично комментировать этот вопрос.

- У вас напряженные отношения с директором КП «Наше Місто» Александром Николаенко? Он бурно отреагировал на ваше имя, когда я упомянула вас в интервью с ним.

- Нет, конечно. У нас нормальные деловые отношения, просто у нас разные взгляды на то, как должно работать коммунальное хозяйство. Ему нравится монополизм, а я сторонник конкурентной системы ЖКХ. Но ведь можно смотреть по-разному, но есть закон и пусть действуют согласно закону, а не личных убеждений (Улыбается).

- Получается, вы были главным оппонентом Николанко в горсовете и когда вы ушли, ему там больше некому оппонировать?

- Он не является человеком, который определяет политику города. Он ее исполняет, как директор КП. Просто не нужно в ЖКХ придумывать новый велосипед из советской системы, а просто реализовывать государственную политику в этой сфере.

- На днях в Facebook ваш уже бывший коллега по горсовету Андрей Согорин высказал мысль, что для улучшения экологии в Запорожье нужно закрыть заводы. Вы с ним согласны?

- У нас априори индустриальная зона, которая нам досталась с советских времен и мне очень не хочется, чтобы мы повторили судьбу Степногорска. Где после закрытия градообразующей шахты остался полувымерший город.

Самый эффективный способ влияния на местную экологию – это внедрение европейского законодательства, вследствие которого можно проводить экологические программы и мониторинг. С моей точки зрения, наших нардепов нужно заставить совместно с правительством разработать и принять правильные законы, а нам нужно на их основе разработать новые качественные экологические программы.

Если предприятие не может выполнить необходимые мероприятия по финансовым причинам,то в следствии экологических налогов и штрафов собственник такого предприятия будет вынужден продать такой завод новому собственнику, который финансово сможет инвестировать изменения технологии как положено по европейским стандартам. Мне кажется, это более правильный путь.

И люди должны знать, в каких экологических условиях они живут. И тогда принимать решение – или переезжать в другой город, или высказать свою жесткую позицию и повлиять на нардепов. Для чего они их избирали? Пусть принимают правильные экологические решения и законы, а исполнительная власть их исполняет.

- А вы как депутат, не наблюдаете каких-то подвижек в экологической сфере города? Например, «Запорожсталь» часто говорит о том, что проводит модернизацию своих мощностей и ставит очистные сооружения.

- После подписания меморандума, который был подписан мэром в прошлом году, все предприятия отчитались в выполнении экологических мероприятий. И по отчетам самих же предприятий, у нас экологическая ситуация изменилась на 1-2%. Если мы посмотрим на диаграмму роста заболеваний в городе, увидим, что нет снижения количества заболевших онкологией и сердечно-сосудистыми болезнями.

Есть еще один момент – в городе меньше кислорода из-за того, что его сжигают предприятия. Идет какое-то замещение, и этот аспект вообще никак не изучается. И непонятно, чем мы замещаем нехватку кислорода.

На заводах что-то делается, но мы бы хотели видеть новые исследования, законодательство и программы, которые будут приняты. А просто переписывать из года в год старые программы – не вижу смысла.

- Вы бизнесмен и обладаете системным, рациональным мышлением. Вы верите в то, что в Запорожье туризм может стать альтернативой металлургии?

Геннадий Фукс: Самый эффективный способ влияния на местную экологию и ЖКХ – внедрение европейского законодательства


- Нет, конечно. Туризм, безусловно, нужно развивать, но он основывается на той же экологии, состоянии дорог, уровне безопасности и других экономических факторах. У нас есть легендарный остров Хортица и само название города историческое, но вот эти факторы будут сдерживать развитие туризма. Когда человек приезжает и испытывает удушье, – о каком туризме идет речь?

- В вашей декларации сказано, что у вас и вашей семьи нет автомобиля. Неужели вы ездите на трамвае?

- Нет, моя семья в Запорожье не живет, а я пользуюсь служебным автомобилем и не одним. Я занимаюсь бизнесом и имею право использовать служебный автомобиль (Toyota Camry).

- Во многих своих интервью вы говорите, что вам проще всего работалось в бизнесе в лихих 90-х. То есть, с тех пор украинскому бизнесу легче не стало?

- Были периоды экономического роста, в которые легче работалось. Например, с 92-го по 98-й год – что бы там ни говорили, в этот период были льготные возможности для развития бизнеса. И мы их использовали. Второй подъем был с 2003 по 2010 года. Потом чуть-чуть полегче стало в 2014-м году, но сейчас снова появились какие-то движения непонятные. В 90-е годы хорошо работала профессиональная милиция и проверяющие органы только создавались и еще не были коммерциализированы.

- С 2014 года украинскому бизнесу стало хорошо и комфортно работать?

- Скорее, были и есть ожидания комфортной работы. В 2014 году у всех проверяющих структур был испуг в связи с люстрациями и т.д. Но постепенно они через суды восстанавливаются и возвращаются в систему старые кадры. Испуг прошел, и мы наблюдаем многие рецидивы, которые были в период Януковича.

- Вы видите в экономике Украины свет в конце туннеля?

- Все двадцать пять лет существования экономики страны мы хотим увидеть улучшения в жизни, в возможностях ведения бизнеса. В конечном итоге, каждый бизнес зависит от того, какое количество людей может просто позволить тратить свои деньги. Все зависит от уровня жизни большинства людей. И чем больше людей будут жить лучше, тем большая будет капитализация у бизнеса. Во время каждой революции были ожидания, что страна начнет процветать. К слову, я согласен с прогнозом Всемирного банка, что ВВП Украины будет расти на уровне 3-4%. Но общество тоже должно меняться. Мы ожидаем, что кто-то что-то сделает, а общество не меняется. Мы опять выбираем людей, которые больше обещают, а потом происходит разочарование. Поэтому не происходит качественных системных изменений.

Алена Голота
21 июнь 2017 /
Похожие новости

Геннадий Фукс: Чистый воздух нельзя обеспечить без экологической децентрализации

Это интервью депутат от фракции «Батькивщины» в Запорожском горсовете Геннадий Фукс дал спустя день, как его проект решения об экологической децентрализации вынесли на сессию.

Егор Семенков: Экологическую проблему в Запорожье тщательно подогревают и качественно модерируют

Первый заместитель главы Запорожского облсовета, которого принято считать представителем команды «Запорожстали», рассказал в интервью «Новому Дню», влияет ли на его работу Ростислав Шурма, и почему

Геннадий Фукс: Только за счет частной конкуренции управляющих ЖКХ можно снизить тарифы

В интервью «Новому Дню» политик рассказал, почему ему не нравится решение коллег о создании нового КП, которое будет управлять сферой ЖКХ в Запорожье и есть ли у города другой путь при формировании

Геннадий Фукс: Коалиция в горсовете фактически создана, но она не демократическая

В интервью «Новому Дню» Геннадий Фукс рассказал, что у него общего с новым мэром, ставленником «Запорожстали» Владимиром Буряком и отчего он не считает себя «серым кардиналом».

Экс-мэр: Президент не принимал решения смещать Сина

Какие ошибки допустил Александр Син и есть ли в Киеве политическая воля устранить градоначальника от управления городом — рассказал экс-мэр Запорожья Александр Головко.
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.