Геннадий Фукс: Чистый воздух нельзя обеспечить без экологической децентрализации

Геннадий Фукс: Чистый воздух нельзя обеспечить без экологической децентрализацииЭкологическая обстановка в Запорожье – одна из наиболее важных тем для местных жителей. Десятилетиями этот вопрос регулярно поднимается в прессе, люди выходят на массовые акции, собирают подписи под всевозможными обращениями. Тема экологии недавно начала обсуждаться с усиленной активностью – запорожцы подписывают петицию, которая призывает президента приструнить местные промышленные предприятия и дать государству более суровые полномочия контроля над «загрязнителями».

Это интервью депутат от фракции «Батькивщины» в Запорожском горсовете Геннадий Фукс дал спустя день, как его проект решения об экологической децентрализации вынесли на сессию. Проект не поддержали, потому что многие депутаты, представители промышленных групп, «утрымалысь». Однако политик утверждает, что не оставит своих коллег в покое и снова вынесет доработанный документ на их рассмотрение.

- Насколько я понимаю, вы были одним из идеологов проекта решения об экологической децентрализации, который вынесли на сессию «Батькивщина» и «Самопомощь»?

- Да, я был на встрече мэра с руководителями запорожских промышленных предприятий, где подводили итоги выполнения экологического меморандума, и стало понятно, что все мероприятия предприятий приведут к снижению выбросов только на 2% и то по отчетам самих же заводов. После этого совещания я попытался систематизировать предложения, которые были бы необходимы. Назвал бы это «экобезопасность через экодецентрализацию». То есть, передача полномочий контроля над выбросами на места.

Потому что сейчас на этих совещаниях все разводят руками. У Департамента по экологии горсовета – нет полномочий. Я это слышу от Золотарева десять лет. Экоинспекция – нет полномочий. Разрешение на выбросы выдает какой-то чиновник в министерстве, причем получить доступ к этой информации практически невозможно. У депутатов местных советов тоже нет никаких полномочий, кроме как утверждать мероприятия, поданные самими предприятиями, при этом не обязательные для выполнения. Депутатам определили функцию статиста, совмещая ее с миссией громоотвода - это никакое не самоуправление, если лишено реальных полномочий.

Мне кажется правильным, чтобы разрешения на выбросы выдавал облсовет или горсовет, как это было до 2010 года. Перед выдачей разрешений должны проходить общественные слушания. Потому что, если у депутатов местных советов нет влияния – это не местное самоуправление вообще. Это иллюзия самоуправления. То есть, вы можете голосовать за все, что угодно, но изменить экологию города - нет.

- Вы хотите передать функцию контроля над выбросами горсовету. У нас большинство в горсовете взяли депутаты Оппозионного блока, представители заводов. Как вы себе представляете контроль над ними? Ведь они смогут разрешить своим предприятиям еще большие нормы выбросов?

- Я бы не сказал, что в горсовете большинство Оппоблока, их 20 человек. И даже голосования по отдельным вопросам показывает, что радикально отличаются мнения партий. У Оппоблока есть одна треть прямого влияния на местные советы. Но даже заводы должны быть заинтересованы сделать технические процессы современными с сертификацией по стандартам ЕС, чтобы их продукция была конкурентоспособной на мировых рынках.

- Да, но Богуслаев – тоже промышленник и имеет влияние на «Новую политику». И в вопросах, которые будут «ущемлять» заводы, эта партия, скорее всего, будет голосовать синхронно с Оппоблоком.

- Безусловно, у промышленных предприятий есть свое политическое лобби. Но ситуация, когда разрешения выписывает чиновник в министерстве в чьих-то интересах, которого вы никогда не увидите – намного опасней, чем, если вы видите, как голосуют депутаты. Очень важно, чтобы люди видели и знали своих героев в лицо. По нашему проекту решения только два человека проголосовали против, остальные – воздержались. Это значит, что есть надежда – мы вынесем доработанный документ на рассмотрение сессии второй раз, третий, до победного принятия (Улыбается). Я надеюсь, что с помощью давления избирателей на депутатов, мы выработаем правильную новую экопрограмму выхода из экологического кризиса города.

Добиваемся того, чтобы в городе была экоинспекция, которая будет иметь право на системные и внезапные проверки предприятий и в структуре управления города, как это сейчас происходит с передачей функций архитектурного контроля городу. Сегодня они говорят, что у них нет таких прав. У нас это вызывает большие сомнения, но влиять на работу экоинспекций мы вообще никак не можем, это структуры министерства.

- А вам в личных беседах после голосования депутаты Оппоблока объясняли, почему они массово воздержались?

- Я читал их возражения о том, что есть недоработки. Что-то чему-то не соответствует, а кто-то должен еще поработать в рабочей группе. Это все, конечно, хорошо, но мы ведь понимаем, что кроме ремонта дорог они должны заниматься еще и экологией.

- По сути, этот проект решения – обращение к Кабмину и Президенту?

- Да, обращение депутатского корпуса с тем, чтобы разрешительная система, контроль и деньги от экологического налога оставались на территории области. Этот налог – вообще интересный. В Запорожье остается 25% средств от этого налога, но при этом наш город – в числе населенных пунктов с тяжелой экологической ситуацией. Если у нас забирают эти деньги – то куда же их направляют? Считаю справедливым, если бы 70% эконалога оставались в городе, а 30% - в области. И тогда область могла бы решать проблемы Молочного лимана или строительства полигонов твердых бытовых отходов.

А сейчас тех средств, которые остаются в Запорожье, хватает на то, чтобы отремонтировать один коллектор – ну, это просто смешно.

- Когда я спрашивала представителей «Оппозиционного блока», почему они не голосуют за такие обращения, они ответили – другие партии написали кучу обращений к ООН, Кабмину и Президенту, но у нас нет времени заниматься такими популистскими проектами – мы занятые люди, среди нас много директоров заводов.

- Наше обращение – в первую очередь предназначено народным депутатам Украины от Запорожской области, чтобы они заняли более активную позицию по изменению законодательства. Украина ведь подписала соглашение с ЕС в части выполнения экологических мероприятий. Продукция заводов, которые не сертифицированы, не будет иметь шансов на европейских рынках.

Может, они очень занятые люди, но тогда не надо было идти в депутаты. Есть очень важные темы и их нужно решать. Не откладывая в долгий ящик. С моей точки зрения, в горсовете мы все очень разные люди и политика партий накладывает свой отпечаток. Но есть ряд очень важных проблем. В городе их около десятка. Давайте выделим эти темы, сделаем их публичными. И мы будем понимать, куда мы движемся. Я вижу это непонимание в глазах многих депутатов и членов исполкома – им неясно, как будут решаться основные проблемы Запорожья. Многие хотят быстренько проголосовать за подготовленные чиновниками проекты на сессиях. Показательна последняя сессия, закрытая из-за нехватки кворума! В зале остались 31 депутат из 54 присутствующих в начале.

Например, пока непонятно, как будет функционировать система ЖКХ в Запорожье. Должна быть выстроена и презентована новая структура системы ЖКХ и должна быть определена мотивация людей, выполняющих услуги жизнеобеспечения города. Если двух этих элементов нет – система нерабочая. И сейчас я вижу в проектах решений, подготовленных исполкомом, неработоспособную схему работы коммунальных предприятий сферы ЖКХ.

Выстраивается система, в структуре которой нет места ответственного органа для управленческих решений, а именно департамента ЖКХ и управляющей компании. Колл-центр принимает от горожанина звонок, но никто не принимает управленческое решение в приоритетности и организации устранения проблем. Такая система будет работать хаотично и неэффективно.

Геннадий Фукс: Чистый воздух нельзя обеспечить без экологической децентрализации


- В интервью «Новому Дню» первый заместитель главы облсовета Егор Семенков сказал, что экологическую проблему в Запорожье тщательно подогревают и качественно модерируют накануне выборов. Для вас эта тема – политический пиар?

- Действия любого политика можно оценивать с точки зрения реальных действий и пиара. Когда людям в городе становится тяжело дышать – не думаю, что это тема пиара. Это очень удобная позиция для того, чтобы не заниматься проблемой экологии – обвинить кого-то в политиканстве, популизме и так далее. Давайте смотреть по существу – что сделано за девять месяцев в области экологии областным и городским советами? Борьба с амброзией и выделение средств на речку Московку! И в такой ситуации всякая критика будет пиаром и популизмом.

- Вы упомянули новую неработоспособную схему работы ЖКХ. А почему, по вашему мнению, это произошло? Мне казалось, команду «Запорожстали» в горисполкоме вряд ли можно назвать непрофессионалами.

- На мой взгляд, они только разбираются в системе ЖКХ. Судя по действиям - не выстраивая общей концепции, они пытаются создать отдельные работоспособные коммунальные предприятия. На Теплосети, Водоканале появились новые управленцы. Это монополисты – ничего не поделаешь. Но в ЖКХ сейчас не работает гегемония монополизма. Такой системы, как у нас, нет почти нигде в мире. Даже в России. Даже в 90-е годы в Запорожье было 13 ПРЭЖО. В выстраиваемой системе нет места конкурентности и частной инициативе. Монополизм обслуживания не делает систему оперативной и гибкой. Не обеспечивает качественного обслуживания и реально конкурентных тарифов. Не обеспечивает мотивацию людей, работающих в сфере обслуживания жилого фонда.

В той схеме ЖКХ, что выстроила новая команда, некому принимать управленческие решения. Например, 50 человек позвонили в колл-центр и сказали, что у них есть проблема. Но в этой цепочке нет специалиста, который оценит масштаб проблемы, определит технические и организационные меры, нет роли профильного зама и департамента ЖКХ. То есть, шестеренки в механизме будут вращаться сами по себе, не обеспечивая работы целостного механизма.

- А КП «Наш город» разве не руководит всей этой операцией по ремонту труб?

- Так это самая интересная вещь! Оно вроде бы как сбоку в этой системе и не руководит этими процессами. А центр информационных технологий будет управлять аварийными бригадами. Я просто в шоке от этого всего! (Смеется). Думаю, эта система придумана под выборы, но не понятно, как они думают с ней работать дальше.

- Но Буряк ведь вряд ли заинтересован в том, чтобы по улицам города текли реки из канализации? Это же кардинально отразится на его рейтинге.

- Я вижу, что он тоже переживает за то, чтобы система была правильной и работоспособной. Думаю, существует определенное мнение внутри Оппоблока, что система должна быть вот такой, чтобы они ее контролировали – с точки зрения будущих выборов и админресурса.

Понимаете, в чем дело? У новой команды заводских управленцев есть свой менталитет – они работали на крупных предприятиях с жестко вертикальной системой управления. У них есть определенный стандарт принятия решений. А в управлении городом применяется еще и социология, имеет место влияние политических процессов, понимание того, что в мире экономику вперед двигает частная инициатива. А вот в такой коммунальной системе они лишают предприятия частной инициативы, конкуренции и личной мотивации.

- Вы заявили, что необходимо изменить нормативно-денежную оценку земли, которая не соответствует кризисной экономической ситуации. Что вы имеете в виду?

- С 2013 года экономика страны обвалилась в три раза. При этом нормативно-денежная оценка земли и стоимость аренды для многих предприятий была увеличена в 2-4 раза. Вследствие того, что Верховная Рада приняла решение о ежегодной индексации нормативно-денежной оценки по индексу инфляции. Как результат, только 10% предприятий пришли переоформлять договора. И мы видим увеличение количества стихийных торговцев, которые не хотят идти на рынки и платить местовое. Потому что эта плата тоже привязана к нормативно-денежной оценке.

Получается, что сегодня нормативно-правовая оценка не соответствует реальной экономической ситуации. А налоги должны быть справедливыми и оптимальными для того, чтобы их платили. Я готовил проект об изменении нормативно-денежной оценки, общался с депутатами. В итоге на ноябрьскую сессию будет вынесен доработанный проект решения, для того, чтобы с 1 января привести нормативно-денежную оценку в соответствии с рыночной экономической ситуацией.

- Вы по внутреннему самоощущению больше политик или бизнесмен? Мне со стороны кажется, что вы в большей степени бизнесмен.

- Наверное, это соответствует истине. Я бы хотел работать на конечный результат и решение проблем. А ведь большинству политиков, как и чиновников, нужен лишь процесс. Я не хочу впустую тратить свое время на имитацию деятельности. Это очень ценный ресурс и он лимитирован. Чем обсуждать вопросы вхолостую или их «забалтывать», с большим удовольствием потратил бы время на общение с семьей. Хочу, чтобы мы собрались, депутаты и общественность, обсудили проблему, пришли к какому-то четкому плану решений и добивались эффективно этих целей. Другой процесс, выполнение чьей-то воли мне не интересно – и в бизнесе, и в своей депутатской деятельности я стараюсь действовать самостоятельно по своим нравственным убеждениям наиболее эффективно.

Алена Голота
02 октябрь 2016 /
Похожие новости

Егор Семенков: Экологическую проблему в Запорожье тщательно подогревают и качественно модерируют

Первый заместитель главы Запорожского облсовета, которого принято считать представителем команды «Запорожстали», рассказал в интервью «Новому Дню», влияет ли на его работу Ростислав Шурма, и почему

Все предприятия системно делают мероприятия, но дышать в городе все тяжелее, - депутат

21 сентября в запорожской мэрии городской голова Владимир Буряк собрал руководителей местных крупных промышленных предприятий и представителей общественности, чтобы обсудить с ними состояние

Геннадий Фукс: Только за счет частной конкуренции управляющих ЖКХ можно снизить тарифы

В интервью «Новому Дню» политик рассказал, почему ему не нравится решение коллег о создании нового КП, которое будет управлять сферой ЖКХ в Запорожье и есть ли у города другой путь при формировании

Руслан Божко: Я не могу понять, почему при таком бюджете Запорожье не процветает

Руслан Божко - глава бюджетной комиссии в горсовете и в сферу его ответственности входит создание программ социально-экономического развития Запорожья. Каким он видит это развитие?

Экс-мэр: Президент не принимал решения смещать Сина

Какие ошибки допустил Александр Син и есть ли в Киеве политическая воля устранить градоначальника от управления городом — рассказал экс-мэр Запорожья Александр Головко.
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.