Максим Остапенко: Сотрудников ВВС испугали ямы по колено на запорожских дорогах

Максим Остапенко: Сотрудников ВВС испугали ямы по колено на запорожских дорогахГенеральный директор Национального заповедника «Хортица» Максим Остапенко — известный человек в Запорожье, ведь он возглавляет исторический объект национального значения. Иногда ему удается прославить родной город и за пределами Украины — например, недавно о легендарном острове Хортица сняли фильм сотрудники британской телекомпании ВВС. Правда, англичане были удивлены тем, в каком обветшалом состоянии находится Запорожье. Очевидно, что лишь усилиями ВВС нельзя наводнить наш город потоками туристов - местной власти придется самой обеспокоиться этим вопросом и созданием необходимой инфраструктуры.

- Какие у заповедника сейчас самые насущные проблемы?

- Наверное, стоит объективно отметить, что, несмотря на все достижения, связанные с Хортицей, остается огромное количество проблем. И я бы даже сказал — бед. Сейчас остро «выстрелила» проблема со зданиями института ЦИМЕЖ. Главная беда Хортицы в том, что у нее много хозяев. Множество землепользователей, владельцев имущества. Более 40 посторонних объектов, которые не входят в компетенцию заповедника. И любая проблема у этих собственников бумерангом бьет по заповеднику.

При этом, люди забывают, что заповедник - это не карательный орган, а научно-исследовательская структура в системе Министерства культуры. И когда мне говорят «почему вы не задержали тех, или не арестовали вот этих?», мы просим почитать положения закона по заповедникам. Мы понимаем свою ответственность перед Хортицей и взяли на себя массу обязательств, не связанных с Минкультуры. Например, мы взялись за восстановление исторического природного ландшафта и множество других вещей, потому что образовался вакуум власти.

Сложилась такая ситуация, что у нас в центре города есть огромная территория, которая не контролировалась властью на протяжении последних лет. Вернее, они контролировали то, что им хотелось. Если нужно было нести ответственность — они от этой ответственности отказывались. И мы, понимая, что если не решать какие-то вопросы, то это приведет к коллапсу — решали их сами.

- Недавно вы забили тревогу в СМИ — здание института ЦИМЕЖ на Хортице медленно разрушается и скоро превратится в руины. При этом, бизнесмены говорят, что это очень лакомый кусок для коммерсантов — это фактически готовая гостиница в прекрасном заповедном месте. Почему это здание догнивает?

Максим Остапенко: Сотрудников ВВС испугали ямы по колено на запорожских дорогах


- Здание находится на балансе Академии аграрных наук Украины, это государственная собственность. И в течении долгих лет Академия не выполняла постановление Кабмина о Национальном заповеднике Хортица, согласно которому они были обязаны передать это здание заповеднику, перебазировав свои лаборатории. За счет бюджета им предоставили помещения, но никто этого не делал. Все это время ситуация сознательно затягивалась. Наши просьбы отдать нам это здание в аренду игнорировалось и Академия сделала все, чтобы эти помещения не попали заповеднику. Хотя согласно всем документам, это здание должны были передать под целевые нужды «Хортицы».

При том, что заповедник остро нуждается в этом здании. У нас помещение реставрации — это комната площадью 15 метров квадратных. Нам негде хранить уникальные объекты, переполнены фонды.

К сожалению, у нас власть разбалансирована. И Министерство культуры, и Академия аграрных наук находятся в Киеве, но никак не пересекаются. Соответственно, у местной власти еще меньше рычагов влияния на эту ситуацию.

- Кто может повлиять на Академию аграрных наук? Яценюк?

- Да.

- А зачем же вы пишите письма в облгосадминистрацию, если сами говорите — на местном уровне эту проблему нельзя решить.

- Область может инициировать рассмотрение этого вопроса. Проблема в том, что у нас на протяжении последних лет часто менялись губернаторы. Пишем одному — через полгода он уходит. Пишем другому — он тоже уходит. Помимо разбалансированности власти, отсутствует ее преемственность и это творит плохие дела.

- Задам вам вопрос, который задавала в интервью вашему коллеге, депутату горсовета Вячеславу Зайцеву. В Запорожской области есть уникальный исторический объект 19 века — замок Попова. Сейчас этот объект в аварийном состоянии и медленно догнивает. Складывается впечатление, что местной и областной власти до него нет дела и чиновники угробили культурную жемчужину. Такую ситуацию невозможно представить в Западной Европе. Почему запорожцы не ценят свои достопримечательности? Отчего у нас эта «разруха в чиновничьих головах»?

- Это происходит из-за отсутствия элиты. Когда мы говорим, что в Великобритании есть мощная государственная система и хвалим их лидеров, мы должны понимать, что они воспитаны на многовековых традициях. А у нас от президентских выборов до местных может кардинально поменяться программа целой партии. И все считают, что это нормально. Для того, чтобы это изменилось, нужно наконец-то перестать ставить личные интересы выше интересов общества и государства.

Большинство богатых и состоятельных украинцев — миллионеры в первом поколении. У нас страна «решал». Вся наша элита возникла из людей, которые решали вопросы дележа советской собственности. Одна из причин Майдана — эффект от того, что закончились ресурсы и пришла пора «грабить награбленное». Мы сейчас стоим перед необходимостью тотальной перезагрузки власти или наша страна рассыпется как карточный домик. Украина уже утратила свою субъектность и не может жить без международных кредитов. Экономика практически остановлена. Мы сейчас беднейшая страна в Европе, которая имеет самые богатые ресурсы.

- Что нам нужно сделать, чтобы Запорожье стал таким же привлекательным для туристов, как Львов?

- Туризм — это, прежде всего, инвестиции. Есть множество уникальных мест, в которые не вложены деньги и туда никто не едет. А есть вновь созданные культурные объекты, которые посещают миллионы туристов. Поэтому, нужна мощная инвестиционная программа и заинтересованность громады в ее результатах. Потому что у запорожцев есть представление, что бюджет может наполняться только за счет заводов. На большее фантазии не хватает. И в этом причина того, что, имея Хортицу, великолепные зоны отдыха, пляжи, мы превращаем их в супермаркеты, заправочные станции.

Собственно, в Украине такое отношение вообще доминирует — люди живут одним днем. Обратите внимание — где наши колесные теплоходы? В любой стране смотришь на старинные суда — это просто фантастика. У нас их порезали на металлолом. У нас в Запорожье стояла уникальная яхта Геринга, обшитая красным деревом. Все это вырезано и уничтожено.

Вспомните, как в Запорожье запретили джампинг с моста. Всегда легче запретить, чем разрешить. Наши чиновники сидят и ждут — когда уже вернется «совок». Да, никогда он не вернется — нет ресурсов для этого.

- Расскажите, каким образом об острове Хортица снял фильм телеканал ВВС. Это была инициатива заповедника или англичане сами о нас вспомнили?

Максим Остапенко: Сотрудников ВВС испугали ямы по колено на запорожских дорогах


- Мне позвонили, сказали, что телекомпания ВВС хочет фильм снять о Хортице. Я сначала подумал, что это розыгрыш. Но это был представитель телеканала, который сообщил, что они хотят снять фильм об островах по примеру цикла передач, которые они сделали о городах. Они составили список из 100 островов и из них выберут 5-6 для цикла. Попросили нас предоставить информацию о Хортице, фотографии. Спустя несколько месяцев от ВВС пришло письмо, что мы попали в шестерку островов, о которых будут снимать фильм.

Съемочной группе Хортица очень понравилась. Только у них был вопрос в стиле Голохвастова: «Такой брильянт, в таком навозе».

- Город их испугал?

- Да, когда он видели ямы глубиной по колено, они не могли понять, как к нам добираются туристы. Они жили в Шератоне и не очень по городу путешествовали, но даже перемещение с Набережной на Хортицу у них оставило массу впечатлений.

Фильм о Хортице стал первым из этого цикла. Мне звонили друзья из Англии, которые видели этот фильм по телевизору. Он также транслируется во время перелетов самолетов британской авиакомпании, поэтому я думаю, что ВВС и мы сделали все, чтобы привлечь туристов. Но проблема в том, что у туриста может возникнуть когнитивный диссонанс. Он может просто не доехать до Хортицы. Нет никакого транспортного сообщения. Как объяснить туристам, что к объекту, который показывают по ВВС, даже маршрутки не ходят?

- Все значимые объекты в городе кто-то рано или поздно пытался взять под контроль. У нас были свои «карманные» мэры, которые выполняли волю олигархов, им принадлежат заводы. Вы возглавляете культурный объект национального значения. Вас какой-нибудь олигарх пытался взять под контроль?

- Нет. У меня было общение со многими влиятельными и состоятельными людьми, но они помогали Хортице, а не мне лично и я им за это всегда благодарен. Прибирать к рукам Хортицу нет смысла, потому что это государственный объект. Если у влиятельного человека есть возможность помочь заповеднику — мы принимаем помощь. В этом одна из миссий богатства — уметь его применить на общественные нужды. И во всем мире это считается правильным. А у нас каждый олигарх — олигарх в первом поколении. Наверное, понять, что хорошо, а что плохого обществу от их денег, могут понять только миллиардеры в десятом поколении, которые знают, как обращаться с деньгами.

- Несколько лет назад сайт «Вся власть» назвал способ, каким вы получили жилье на острове Хортица — сомнительным. Жилье в научном городке можно передавать только по наследству или с помощью дарственной, вы же не были наследником человека, который раньше жил в вашем доме.

- Я житель острова Хортица, проживаю в коммунальном доме. Это жилье принадлежит громаде и я там ответственный наниматель. Я сделал то, что разрешено законом — обменял свое приватизированное жилье на государственное четко по требованию закона. И никогда приватизировать его я не планирую.

- А смысл в этом какой?

- Смысл — жить на острове Хортица.

- Вот это вы патриот Хортицы — лишились ради нее приватизированного жилья.

- Это нормальная практика. Если у заповедника большая территория, его коллектив там и живет. На Хортице живут несколько сотрудников заповедника в этих коммунальных поселках.

Алена Голота
31 январь 2016 /
Похожие новости

Вячеслав Зайцев: Донецких, которые зашли в Запорожье — танком не вынесешь

Вячеслав Зайцев — политик новой формации в Запорожье. Недавно он стал депутатом горсовета, куда прошел по спискам БПП и возглавил комиссию по гуманитарным вопросам.

ВВС выпустил фильм о Хортице (видео)

Четырехминутный ролик рассказывает о легендарном острове, расположенном в черте Запорожья.

«Запорожская Сечь» пострадала от пожара

Об этом сообщил директор национального заповедника «Хортица» Максим Остапенко. Туристическая ценность пострадала, но ее отстроят.

ВВС начал съемки фильма о Хортице

Съемочная группа объехала всю территорию Хортицы, подобрала локации для съемки и затосковала по сендвичам.

BBC снимет фильм об острове Хортица

Британцы выбрали запорожскую достопримечательность из 100 всемирно-известных островов
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.