Геннадий Фукс: Руководители облсовета создали бессистемный хаос, в котором сложно работать. Управляемый непонятно кем

В интервью «Новому Дню» депутат облсовета часто критикует городскую систему работы ЖКХ и местный инвестиционный климат. Так было и на этот раз. Но повод встретиться у нас был другой – недавно появились статьи, в которых Геннадия Фукса обвиняют в том, что он помогает создать коалицию «Батькивщины» с БПП и «УКРОП» в Запорожском облсовете и, якобы, получает за это всяческие привилегии и блага. Разумеется, я решила, что пора уже политику рассказать об этих «благах» народу.

- В нескольких интернет-СМИ была опубликована информация, что в Запорожском облсовете достигнута договоренность о создании коалиции «Батькивщины» с БПП и «УКРОП».

- Мы не создаем коалицию, а координируем работу с демократическими фракциями. Ничего нового в этом нет. Еще в 2015-м году мы первые выступили с инициативой создания демократической координации основанной на демократических европейских принципах, чтобы фракции обьединить усилия в горсовете и облсовете. В предвыборный период мы, конечно, конкуренты, но после выборов мы должны работать сообща, потому что у нас один демократический избиратель. Но мы ни с кем не создаем коалиций в горсовете и сейчас в облсовете, мы словами Юлии Тимошенко координируем наши действия со всеми демократическими силами!

Чем отличаются демократические от недемократических фракций? В последних работают сотрудники предприятий, которые помимо зарплаты еще и получают доплату за то, что голосуют в сессионном зале в соответствии с указаниями своих шефов. И они не могут сделать шаг вправо-влево, потому что зависимы от своих работодателей. У демократических фракций решения вырабатываются путем обсуждений, при этом нашей фракции нам ни по одному вопросу из Киева не дают ЦУ. Есть общие рекомендации и генеральная линия партии, но у нас есть право вырабатывать свои коллегиальные решения по всем хозяйственным и экономическим вопросам. И в тех сферах, где я компетентен как специалист, у меня всегда есть возможность убедить коллег в, возможно, правильных фракционной позиции и решении.

Синхронно с остальными демократическими фракциями мы голосовали за бюджет и другие вопросы в горсовете. И сейчас говорить, что мы вдруг изменили свою позицию – просто глупо. Мы не изменили тем принципам, которые были подписаны в меморандуме о сотрудничестве в 2015 году и хотим перенести этот опыт в сессионнй зал облсовета.

Мы не собираемся «кнопкодавить», и если возникнет необходимость покритиковать облгосадминистрацию – не вопрос, но это мы делаем по сути с выдвижением конструктивного альтернативного решения через внесения правок в проекты решений, либо отправление проектов программ на доработку.

- И там же написали, что за это глава вашей фракции Александр Старух получает от Константина Брыля должность замглавы облсовета, а вы будете контролировать часть бюджета.

- Заявляю ответственно: я буду контролировать весь бюджет и все остальные направления. Это не только право, но и обязанность депутата. Я хлопотный депутат и буду контролировать все вопросы, в которых разбираюсь. Эта обязанность прописана в законе о местном самоуправлении, и это требование наших избирателей. А у губернатора нет ни полномочий ни возможностей кому-либо давать должности в облсовете.

- Еще там написали, что вам за эту сделку с БПП денег дали.


- Миллиард долларов предоплатой? (Смеется). Они написали так: «Ходят слухи». Вот кто эти слухи запускает, пусть и скажет факты кто и сколько мне дал денег. Это смешно! Какие деньги они мне могут предложить? Те люди, которые меня знают, вам точно скажут, что изменить мою позицию за деньги просто невозможно.

Мы нигде не обсуждали выдвижение Александра Старуха на должность зама, но я лично уверен, что он может справиться с любыми задачами на любой должности хоть губернатора хоть министра. Потому что у него есть огромный опыт и моральный авторитет у людей. Он лучше других разбирается в социально-гуманитарных вопросах. И это решают депутаты и никто другой. Но еще раз подчеркиваю - сначала нужно обсуждать принципы, а потом все остальное.

- По вашему мнению, возникновение таких новостей о вас – это случайность или целенаправленная акция?

- Я точно знаю, что это заказной пиар. Черный пиар же сразу видно, когда человека обвиняют по слухам. Мне к этому не привыкать. Значит, я что-то делаю такое, что вызывают негатив у оппонентов. Если человек ничего не делает, оппонентов у него нет.

- А зачем это делается?

- Чтобы донести до лидера партии информацию, что здесь происходит «зрада». Партийная дискредитация перед Киевом это обычный политтехнологических ход. Обо всем, что происходит в области, я уверен, знают в Киеве.

- И кто заказчик?

- Тот, кто не заинтересован в переформатировании сил в облсовете и усилении диалога демократических сил.

- А почему именно против вас? Вы что, «двигатель прогресса» в этом переформатировании?


- (Смеется). Один из 45 двигателей, которые работали в зале облсовета на прошлой сессии. В горсовете я был одним из инициаторов подписания меморандума демфракций о сотрудничестве и проведении согласительного совета демократических фракций перед каждой сессией.

- Как вам работается в бюджетной комиссии?

- Регламент облсовета принят не в соответствии с законом, его просто «притянули за уши». Наша фракция за него не голосовала, потому что в комиссиях обсуждался один проект регламента, а на голосование вынесли – другой. Из-за этого регламента я уже третий месяц не могу де-юре работать в бюджетной комиссии. Вопрос вхождения уже более трех месяцев не вносится в повестку дня. Я работаю по своей инициативе в бюджетной комиссии, но голосовать там не имею права. Почему меня лишают права выбирать ту комиссию, где я хочу работать? Я работал над пятью бюджетами Запорожской области и защищал эти проекты в Минфине. У меня есть необходимый опыт, чтобы принести пользу именно в бюджетной комиссии. Но они там прописали в регламенте хитрый пункт, что в комиссии не могут работать больше 11-ти человек.




Сейчас то, как организована работа облсовета, не устраивает большинство депутатов. Ведь это ненормально, когда постоянно проводятся внеочередные сессии. Нет плановой работы. Нет еженедельных депутатских дней для работы в комиссиях и с ОДА. Не определен единый день в каждом месяце для проведения сессий. Например, каждый последний четверг месяца, как это было ранее. Бюрократическое торможение происходит из-за наличия противоречий между аппаратами облгосадминистрации и облсовета. Они между собой «пикируются» и решения не вывешиваются на сайт по всяким надуманным причинам.

Просто нет элементарной системы работы и тот президиум, который сейчас есть, не установил эту систему. Они создали бессистемный хаос, в котором невозможно докопаться до истины и эффективно выполнять депутатские обязанности. Поэтому ничего удивительного нет в том, что бюджет-2017 принят с опозданием в несколько месяцев, в том что не видно строительства областных дорог, вовремя не осваиваются бюджетные средства.

Нужно решить проблему: не аппарат облсовета руководит работой депутатов, он лишь содействует депутатской деятельности. А то получается, собрался согласительный совет, потом президиум, а аппарат начинает подтасовывать несколько пакетов вопросов, что вносить в повестку дня, и что не вносить (как допвопросы). Получается, аппаратом прямо нарушаются права депутатов. Некоторые проекты просто не могут попасть в повестку дня, несмотря на то, что они прошли всю процедуру, а другие проекты без процедуры попадают в повестку как «черт из табакерки». Работа должна быть построена по единым правилам для всех согласно законодательства, а не понятий аппарата.

- И вы собираетесь добиваться своего права голосовать в бюджетной комиссии?

- На следующую сессию выносится проект решения. Точно буду бороться и не стану подстраиваться под решения аппарата облсовета.

- Вы добиваетесь изменения регламента?


- Да. Наш глава фракции Александр Старух разработал новый проект решения, который основывается на нормах закона, а не на чьих то хотелках, чтобы отстроить свои интересы.

- «Батькивщина» уже готовится в Запорожье к выборам 2019 года?

- Мы всегда готовы. У нас традиционно самая развитая партийная структура.

- И вы собираетесь принимать участие в парламентских выборах?

- Я не исключаю такой возможности. Если увижу, что этот шаг способен что-то изменить в нашем обществе в интересах жителей нашего города – буду принимать окончательное решение. Но это вопрос и партийный, партия определяет кандидатов в нардепы. Раз я занялся политикой, нужно идти в этом направлении. Я уже работал в облгосадминистрации, был депутатом горсовета, вот сейчас перешел в облсовет. Уже был депутатом облсовета, но тогда мне не дали работать по известным причинам, и я ушел из этого здания в ноябре 2010.

- О причинах. Вы, как человек, который пострадал от Анисимова…

- … я не пострадал от Анисимова. Проблемы создавал мне не он, а созданная тогда Януковичем система. Его просто поставили, как человека, который типа «решает» вопросы. Накануне выборов в области системно в нескольких районах какие то летучие бригады выкопали трубы водоводов, за который я отвечал. Я вмешался в эту ситуацию, не понимая, кому противостою. По слухам, за мной после этого установили слежку и прослушку, была поставлена задача что-то найти и возбудить уголовное дело. Потом, после провала выборов в 2010-м меня пытались сделать крайним в этой ситуации.

Лично Анисимов или кто то из его команды мне никаких претензий не предъявлял. Никаких уголовных дел на меня не завели, потому что я никогда закон не нарушал, работая в должности.

- Недавно снова что-то взорвалось у офиса Анисимова. В своем комментарии вы сказали, что допускаете – это дело рук самих оставшихся обитателей «золотого офиса».

- Да, скоро будет очередной суд, нужна пиар-поддержка. Даже начали появляться статьи, где написано, что он сделал много хорошего. Но даже, если человек занимался благотворительностью, это не давало ему право делать то, что описано в томах дел, которые собрали правоохранительные органы и частично рассматриваются в суде...


- Год назад в интервью «Новому Дню» вы сказали, что городская система ЖКХ не будет работать. Не заработала?


- Она и не будет работать. Весной 2016 года, когда они создавали «Наше Мисто», они поместили аварийную службу внутри отдела «айтишников». Нет системы управления – атишники должны были управлять аварийными бригадами. Департамента ЖКХ в этой структуре не было вообще. Я еще тогда говорил, что эта система без элементов конкуренции и мотивации работать не будет. И что, что произошло после, доказало, что не надо изобретать велосипед, а стоит перенимать опыт других городов Европы и Украины. Создано «Основание-2» с кучей долгов. Думаю, будет куча уголовных дел по этому вопросу.

Не был выполнен 417 закон по созданию управляющих жилого коммунального фонда. К участию в конкурсе на управляющие компании в городе не допустили мелкий и средний бизнес. Потому что «чпшники» очень мобильные, у них льготное налогообложение – они бы предложили лучшую цену и выиграли бы конкурс. Зачем-то потребовали у будущего управленца наличие тяжелой техники.Зачем? Управление – это не строительные работы. Как мне кажется, все было сделано для того, чтобы максимально ограничить количество участников и удержать систему в тех же руках.

- Я так понимаю, вы не довольны тем, как работает «Наше Мисто».

- А как я могу быть им доволен? Местная система ЖКХ система не только неконкурентна, но еще и противозаконна. Даже Антимонопольный комитет дал заключение, что была создана без конкурса совковая структура. Они использовали модель, которая работала при Советском Союзе и другой модели экономики. Создание конкурентной среды является двигателем снижения тарифа и повышения качества услуг. Это просто абсурд «Нашего Миста» и нечего здесь обсуждать. Послушайте что говорят жители города.

- При Сине директор Департамента ЖКХ говорил мне в интервью, что Запорожье находится на пороге техногенной катастрофы. Но ведь не случилось ничего страшного с тех времен? Значит, Буряку удалось избежать катаклизма в ЖКХ?

- Есть какой-то процент аварийных домов и жилой фонд изношен. Но как раз здесь и нужна социальная функция перераспределения бюджетных возможностей для исправления ситуации с ветхим и аварийным жилого фонда, а не раздача всем по-немногу. Нужно правильно расставить бюджетные приоритеты, за это наша фракция и билась в горсовете когда принимался бюджет 2017 в декабре прошлого года.

- Как сейчас идет подготовка к формированию бюджета области?

- Честно говоря, мне пока не понятны принципы его подготовки. Никаких цифр на комиссии еще не обсуждалось. Я пока к такому не привык, потому что считаю, что нужно организовывать бюджетные слушания по каждой территории, определять приоритеты, смотреть наличие проектной документации и проводить тендера уже этой осенью на объекты 2018-го, синхронизировать с возможностями софинансирования громад, проводить консультации с Кабмином о возможных субвенциях на следующий год. Считаю что нужно выстроить совместную работу депутатов различных уровней с департаментами ОДА по подготовке бюджета, а не ждать пока проект бюджета вывесят на сайте под елочку! Пока мне не нравится, как здесь выстроен этот бюджетный процесс.

- Означает ли это, что вам некомфортно работать в облсовете?

- Я пока пытаюсь понять, как построена система работы в облсовете, но многие вещи для меня непонятны и неприемлемы. Первый вопрос, который я задал на прошлой сессии: как можно работать по незаконному регламенту? Он прямо противоречит закону о местном самоуправлении и там нарушаются отдельные права депутатов. Он выписан под интересы аппарата облсовета.

- На днях глава облсовета Григорий Самардак заявил, что в области растет уровень инвестиционной привлекательности. Вы заметили рост, как бизнесмен?

- Думаю, что она в какой-то степени, конечно, растет. Заметил это по другим моментам. Это связано с общими изменениями в экономике страны. На своем бизнесе я ощутил, что у меня стало больше предложений и контрактов. Стала более стабильной внешнеэкономическая ситуация. Считаю, что наметились общие позитивные тенденции, как для Украины, так и для Запорожской области. Но я бы не стал говорить, что это заслуга областной власти. Нужно помнить о том, что инвестиции - это развитие экономики территории. И в первую очередь, создание рабочих мест с хорошим уровнем зарплаты. А если у нас высокий уровень безработицы и невысокий уровень зарплат, то значит и инвестиционная привлекательность низкая...

- В одном из прошлых интервью вы мне сказали, что в Запорожье удушливый бизнес-климат. И я вас часто цитировала в следующих статьях. То есть, можно больше не цитировать? Нет больше в Запорожье удушливого бизнес-климата?

- Есть! Как это нет? Я общаюсь с людьми из других областей – давайте сравним ставки аренды земли, ставки по налогу на недвижимость. Это показатели, которые дают понять, что у нас нелояльные условия. У нас «обдирательные» условия для инвестиций. При всей моей патриотичности, я должен сказать что в Запорожье вести бизнес тяжелее, чем во многих городах страны. Я уже устал слушать об этом от моих коллег из других городов. К тому же, у нас нет нового генплана (просто вносятся изменения в старый генплан в старых границах города), не начат зонниг, не создан первичный рынок земли, вместо аукционов находятся новые боковые схемы выведения земельных участков через коммунальные отводы.

В Запорожье нет публичных инвест-проектов. На сайте облсовета или горсовета есть объявление «мы ищем инвестора для таких то инвестпроектов» с их описанием? А нам что говорят? Где-то кто-то с кем-то поговорил. Мы привыкли, что у нас непубличные решения. Нет открытой инвестиционной конкурентной политики.

А нам опять привезут какого-нибудь «крупного инвестора», а потом мы его встречаем на горнолыжном курорте, где он работает инструктором. Серьезные компании в такие «серые» условия просто не пойдут. Они уже много лет просто не могут официально на конкурентной основе купить землю, не говоря уже о возможностях получить договор на поставку газа или электроэнергии. Пока ситуация с инвестициями напоминает игру «кто привезет в мешке больше кота».

Алена Голота
20 сентябрь 2017 /
Похожие новости

Гришин возмутился, что ему не дают возможности уволить «хлопцев»

По словам главы фракции «УКРОП» в Запорожской области Ярослава Гришина, руководство облсовета блокирует внесение в повестку дня сессии проекты решений «УКРОП» об увольнении двух заместителей главы

Кадровые пустоты в Кабмине – маркер кризиса коалиции, - политолог

По мнению политолога Андрея Золотарева, то, что долго не заполняются вакансии руководителей министерств, говорит о наличии раздора в правящей коалиции.

Алина Новгородцева: Иногда уровень ненависти зашкаливает. Это, скорее, из-за сложных условий жизни

В Запорожье не так много политологов, как хотелось бы, и они не встречаются здесь в таком количестве, как в столице, поэтому иногда «Новому Дню» приходится говорить о политике с журналистами.

Невидимые движения

Плановые президентские и парламентские выборы в Украине должны произойти лишь через два года, в 2019 году. Однако уже сейчас в Запорожье началось политическое шевеление – партии ведут подготовку к

Шурма рассказал, что со школы хотел руководить заводом

Генеральный директор предприятия «Запорожсталь» Ростислав Шурма в интервью журналу «Бизнес» заявил, что запорожскому предприятию мешает плохой инвестиционный климат в стране.

Ищи-свищи: три фракции Запорожского горсовета не пришли на сессию

Сегодня, 17 августа, не состоялась внеочередная сессия Запорожского горсовета. В полном составе на это мероприятие не прибыли депутаты трех фракций – «Оппозиционного блока», «Новой политики» и